Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Урок законности. Показательный…
Из школ Сургута исключены дети нелегальных мигрантов. С точки зрения права все справедливо.
Но почему никто из образовательных чиновников не посмотрел на происходящее с точки зрения педагогики?

wpe74.jpg (63439 bytes)

Два месяца назад, 1 июня, в День защиты детей, из школ города Сургута были одновременно исключены около тысячи учеников. Вся их вина заключалась в том, что они – дети незаконных мигрантов, у которых нет ни гражданства России, ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание. Власти города поставили родителям школьников ультиматум: либо вы собираете документы, чтобы жить в Сургуте на законных основаниях, либо первого сентября ваши дети в школу не пойдут. Жесткие меры дали свой результат: около пятисот человек обратились в паспортно-визовую службу. Но есть и те, кто не хочет или не может оформить документы. Их дети останутся без образования.
В администрации Сургута считают, что все справедливо. Ситуация возникла не сегодня и не вчера. Закон, согласно которому незаконный мигрант имеет в России право лишь на одну социальную услугу – депортацию на родину, – принят несколько лет назад. И все эти годы городские власти фактически нарушали этот закон, обучая детей незаконных мигрантов за казенный счет. Но теперь из администрации Ханты-Мансийского округа (ХМАО) пришел, как у чиновников принято говорить, “сигнал”, и детей попросили из школ до той поры, пока их родители не оформят документы.
Действительно, если рассуждать в государственной логике, решение правильное. Незаконные мигранты не платят налогов, живут за чужой счет, да и закон о гражданстве принят для того, чтобы его выполнять. В конце концов, за несколько лет можно собрать все необходимые справки, отстоять в очередях и получить желанные документы. Иначе что это за родители такие, что равнодушно относятся к будущему своих детей?
С этой правдой особо не поспоришь. Но если взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, картина получается неприглядная.
Кто бы ни были их родители, дети-мигранты ни в чем не виноваты. Да и не от хорошей жизни их родители по нескольку лет не получают документов на жительство. Если бы процедуры в паспортно-визовой службе были простыми, проблемы вообще бы не существовало.
К тому же сначала принимать детей в школу, а потом исключать, чтобы заставить их родителей обратиться в ОВИР, – это, может быть, и законно, но… Важно, чтобы рядом были взрослые люди, способные взять на себя ответственность за них. И бессмысленно обсуждать, кто в первую очередь отвечает за ребенка – семья, школа, общество, детская комната милиции… Должен найтись хоть кто-то. Это самый важный урок, который получат дети. Принятие в школу – это обещание. И это обещание надо держать, несмотря ни на что. Потому что оно дано взрослым человеком ребенку. И в конфликте педагогики и закона люди, работающие в образовании, не могут быть в первую очередь законниками.
Но так устроена наша государственная система, что все готовы отвечать за детей только “в рамках своей компетенции”.
Мы пишем все это не в упрек администрации Сургута. Она очень многое – учитывая общероссийское отношение к мигрантам – сделала для детей. Но там, где понадобилась политическая воля, выяснилось, что удобнее не проявлять ее, а любым способом избавиться от проблемы. Хотя департамент образования и науки Сургута мог бы обратиться в парламент ХМАО с предложением выступить с законодательной инициативой: вписать в Закон “О правовом положении иностранцев в РФ” статью о том, что дети нелегальных мигрантов имеют право обучаться в российских школах. Подобные законодательные нормы действуют почти везде – от богатых США или Голландии до бедной Коста-Рики. При этом миграционная политика этих стран мягкостью не отличается. Но дети от этого не страдают.
Почему же это невозможно в России? Потому что на человека, предложившего подобные поправки в закон, будут смотреть как на сумасшедшего. И все его объяснения о том, что это нужно в интересах детей, будут считать детским же лепетом либо лоббированием интересов мигрантов, которые “понаехали тут” и устраивают демпинг цен на неквалифицированную рабочую силу.
Этот тип мышления выдает внутреннюю слабость нашего общества и государства. Взрослые, уверенные в своих силах люди найдут возможность помочь попавшему в беду. А слабые, но желающие выглядеть сильными ищут какие-то сторонние причины своего бессилия. Для них слово “дети” – пустой звук, потому что сами они еще не стали взрослыми.

Любовь Федорова, начальник управления по труду и миграции администрации Сургута, заместитель председателя миграционной комиссии:
«Другого способа заставить их зарегистрироваться нет»

– Вот уже два года люди, не имеющие регистрации, вида на жительство или временного гражданства, нарушают закон. Если я приеду в любую европейскую страну без документов, то меня сразу же оттуда выдворят и штамп поставят в паспорте, чтобы меня больше никуда не пускали! А почему в Россию можно?!
Какое-то время мы смотрели сквозь пальцы, надеялись на сознательность родителей. Но потом произошел несчастный случай. В одной школе дети незаконных мигрантов заразили туберкулезом своих одноклассников. Потому что они ходили на уроки, имея открытую форму туберкулеза! В пятом классе!
Был скандал, родители потребовали принять меры. Мы пошли искать этих ребятишек, чтобы врач их осмотрел, а их найти невозможно. Дети из нигде. Их родители занимают какие-то заброшенные дачи, живут на чердаках, в подвалах. Они не регистрируются, потому что у них нет постоянного места жительства! Это почти бомжи, бродяжки! Если они не могут обеспечить детям нормальные условия жизни, то пусть возвращаются обратно. Они говорят, на родине работать негде (а едут главным образом из южных республик, Таджикистана, Киргизии). Хорошо, приезжай сюда один и работай, а деньги отсылай детям, чтобы они нормально росли.
Они же об этом вообще не думают. Им лишь бы засунуть ребенка в школу, а здоров ли он, может ли он учиться – они об этом не беспокоятся. Многие дети даже не знают русского языка! Как с ними заниматься? Они сидят, ничего не понимают, учителя с ними бьются. Мы проводили мероприятия по адаптации, разговаривали с родителями, убеждали их зарегистрироваться – все бесполезно! Приезжают, отдают детей в школы, на медицинский учет не становятся, а если опять чем-нибудь заразят? Отвечать-то будем мы: департамент, директора… А береженого Бог бережет. Кроме того, это сумасшедшие затраты бюджета! Вы представляете, какой это поток людей? И всех их надо лечить, учить...
Мы не шантажируем родителей через детей. Мы просто не видим другого способа заставить их зарегистрироваться.
Конечно, за лето они не успеют получить документы. Люди ждут по полгода или даже по году. Но мы же и не требуем этого! Ты только принеси справку, что начал оформление, и твой ребенок спокойно будет ходить в школу.
Еще одна проблема – это ЕГЭ. У многих выпускников, чьи родители живут здесь незаконно, нет никакого паспорта, только свидетельство о рождении в лучшем случае. По закону такого ребенка просто не допустят до выпускных экзаменов. Мы создали все условия, чтобы дети смогли зарегистрироваться. В ОВИРе выделили специальный день для приема школьников, чтобы они в общих очередях не стояли.
Никто их не выгоняет! Мы же о них заботимся!

Надежда Стрельцова, директор департамента по образованию и науке города Сургута:
«Мы делали уступки целых четыре года»

– Давайте расставим точки над “i” в сургутских школах не будут учить не детей без гражданства, а детей родителей, незаконно находящихся на территории РФ. Для того чтобы узаконить свое пребывание на территории страны, кроме гражданства есть еще такие формы отношений с принимающей страной, как вид на жительство, разрешение на временное проживание.
С каждым из таких детей ведется индивидуальная работа. Мы создали городскую комиссию, куда входят паспортно-визовый отдел УВД, управление по миграционной работе, департамент по образованию и науке, пригласили всех родителей, у которых есть такие проблемы. Всю весну мы ездили по образовательным учреждениям, проводили разъяснительную работу. Результат налицо – более 500 человек уже оформляют вид на жительство и на временное проживание. А 113 родителей подали заявление на оформление гражданства.
Точно такая же ситуация у нас была в 2003 году. Тогда мы этих детей приняли, потому что родители принесли справки о том, что они начали оформлять документы. И хотя они еще незаконно находились в стране, мы пустили всех детей в школу, тратили на них бюджетные средства. Я каждый год расходую на детей, которые незаконно пребывают на нашей территории, два миллиона рублей. В конце концов нам из округа поступил сигнал – прекращайте свою самодеятельность. Но и сейчас мы идем на уступки, принимаем со справками.
Я работаю с детьми и должна сказать каждому родителю: если вы, русский человек, до сих пор не имеете подтверждения, что ваш ребенок – гражданин РФ, то вы очень плохо заботитесь о своих детях. А иностранному гражданину я должна сказать: вы получите точно такие же права в школе, как гражданин России, но при одном единственном условии – оформите документы как положено.
Скоро у нас собирается солидная комиссия, и там мы будем рассматривать персонально каждого ребенка. Какого ребеночка можно принимать в школу, а какого надо отправить в ОВИР с родителями, донести документы. У нас все очень демократично и открыто для всех. А если кто-то вздумает эмоции высказывать по этому поводу, то пускай обращается лучше в Правительство Российской Федерации. Позвоните, пожалуйста, Президенту Российской Федерации и скажите: что ж вы творите? Развалился Советский Союз, все разбежались, и в основном бегут в Россию, а вы издаете такой закон, что не дает детям возможности учиться! Я буду очень благодарна.

«Оставить бы всех детей, пусть учатся»
– считают директора школ Сургута

– У нас прописки нет у восьми детей, – рассказали нам в первой школе, куда мы дозвонились. – До 1 сентября они должны оформить документы в ОВИРе. Если не успеют, то их судьбу будет решать департамент образования. Правда, родители говорят, что в ОВИРе бюрократизм и волокита…
И добавили:
– Вы же сами знаете, мы все равно будем их учить.

– Таких детей было человек пятнадцать, мы всем вернули документы, – признались во второй школе. – Нас поставили в жесткие рамки. Но детей жалко, они рано или поздно придут к нам, но программу уже запустят, надо будет нагонять. А с другой стороны, родители тоже виноваты. Мы их неоднократно вызывали, организовывали встречу с паспортной службой, предупреждали.
Можно понять и власти, и законы, – продолжил наш собеседник. – Но дети не должны отвечать за поступки взрослых людей.

– У нас учились такие дети, – сообщили нам в третьей школе. – Две семьи после всех проведенных мероприятий выехали, это четыре ученика. Осталось четверо. Они оформляют документы. С точки зрения закона это правильно. Требования надо предъявлять родителям, которые своевременно не позаботились о своих детях. Такой закон существует, и его необходимо соблюдать. В любом случае это уже вопрос не к директору школы. Мы руководствуемся указаниями и положениями департамента.

– У нас было двадцать два человека с временной регистрацией, – рассказали нам в четвертой школе. – Часть детей уже получила гражданство, кто-то сдал документы, кто-то уехал к себе на родину. Родители постарались быстро решить этот вопрос.
Но я считаю, что дети не виноваты, – добавил наш собеседник. – Ведь если родители сюда везут детей, то они должны учиться. Не могут же они где-то болтаться? Ответственность должны нести работодатели, которые принимают на работу родителей без гражданства, без прописки. А дети, какой бы национальности они ни были, не должны из-за этого страдать.

– Если родители не хотят легализоваться, при чем здесь учеба детей? – ответили нам в пятой школе. – Мы бы оставили всех детей, пусть получают образование, что в этом плохого? А в департаменте уперлись: мол, не должны учиться – и все. Так что с августа мы отчисляем пятнадцать человек. Тех, кто не смог принести вообще никаких документов. Если есть хоть какая-то зацепка, мы оставляем ребенка в школе.

Исключить из России
При том уровне ксенофобии, который бытует в стране, решение властей Сургута становится политическим

Наверное, исключая из школ детей мигрантов, администрация Сургута считала, что решает ведомственную проблему. Но способ, примененный властями, сделал это решение политическим. Иначе и быть не могло: по данным последнего опроса ВЦИОМа, лозунг "Россия – для русских" по душе 58% россиян. А дистанция между политкорректным разговором о том, что дети мигрантов учатся за счет налогоплательщиков, и откровенным шовинизмом предельно коротка. Об этом свидетельствует интернет-обсуждение ситуации, сложившейся в Сургуте.

…То кричим на каждом перекрестке, что дети бродяжничают и не учатся, то создаем препоны для их образования. Мало ли что родители нелегалы! Если у них нет гражданства, вообще каких-либо документов, то пусть живут на помойках, без всякого шанса как-то изменить свое будущее? Права ребенка не зависят от миграций и бюрократии. Наказывайте взрослых, но не за счет их детей!

* * *
…Человек, находящийся нелегально на территории какой-либо страны, должен понимать, что никаких социальных благ он не получит, Россия ли это, Франция или Америка. В любом государстве есть возможность для легализации, начиная от специальных миграционных программ и заканчивая получением статуса беженца.

* * *
…Право на бесплатное образование имеют по закону только граждане Российской Федерации (и еще несколько довольно специфических категорий лиц). И нежелание государства платить за образование непонятно кого вполне разумно. Почему бы тогда заодно не накормить голодающих детей в Руанде и Бурунди? А то не дай боже они вырастут голодные, станут исламскими террористами и устроят у нас теракт...

* * *
…Россия многонациональна, но это не значит, что ее нужно сделать проходным двором. Эти дети разве сироты или беженцы, чтобы о них заботилось государство? У этих детей есть родители. И это их проблемы, что они привезли их с собой в нарушение закона. Нелегальные мигранты платят налоги? Нет. Тогда почему государство должно обучать их детей на деньги налогоплательщиков? Это ущемление прав граждан России.

* * *
…Позиция нелегалов устроиться на халяву просто умиляет. Россия что – дойная корова? Значит, родители-нелегалы налогов не платят, сосут деньги из России, а государство еще и обязано учить их детей бесплатно? Пусть оплачивают частные школы, если такие умные. Почему меня должны волновать проблемы нелегалов? Почему я должна платить за обучение их детей? Пускают всякую нищую шушеру, готовую работать за миску риса! Или пошли вон из России, или легализуйтесь и платите налоги!

Наталья КЛЮЧАРЕВА,
Алексей ОЛЕЙНИКОВ,
Сергей ЛЕБЕДЕВ


Если иностранные граждане находятся на территории России на законных основаниях, то их дети имеют право учиться в российских школах.

“…Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание…”

Закон “О правовом положении иностранных
граждан в РФ”, статья 36, пункт 4


Если директор школы принял на учебу ребенка, незаконно находящегося в России, это считается административным правонарушением.

“…Нарушение должностным лицом организации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации… влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда”.

Административный кодекс РФ,
часть вторая, статья 18, пункт 9


Между тем во многих странах дети незаконных мигрантов имеют право на образование. Более того, их родителям вменяется в обязанность отдать ребенка в школу. При этом самих родителей могут судить за нарушение миграционных законов. Но пока они находятся на территории данной страны, их дети могут учиться вне зависимости от того, получат ли родители вид на жительство или будут депортированы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru