Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Странно, что во время повышения квалификации педагоги посещают семинары, лекции, открытые уроки только по своему предмету. Крайне редко заходят на урок к коллегам из другого методического объединения даже в своей школе. И уж совсем, наверное, никогда учителю не приходит в голову отправиться в летний детский лагерь не для того, чтобы подработать или вывезти собственных детей, а именно за педагогическими открытиями, опытом, размышлениями. Но ведь педагогика не сезонное явление, она не меняется от времени года или географической широты.
Поэтому мы предлагаем вам рассказ об опыте работы двух детских лагерей, на первый взгляд мало похожих друг на друга, – Всероссийского детского центра «Орленок» и лагеря «Наш дом», который проводит общество Януша Корчака.
У них разная история, возраст, статус. Один – огромный, престижный, разросшийся в несколько самостоятельных лагерей; другой за всю свою историю принял, наверное, меньше детей, чем первый за одну только смену. «Орленок» ревностно хранит традиции, а в «Нашем доме» нет даже отрядов, вместо них дети по десять–двенадцать человек живут в «семьях», где вожатые выполняют скорее роль родителей, их даже называют папами и мамами. Однако педагогические ценности работников обоих лагерей схожи. Они приверженцы гуманистической педагогики. Ведь комфортную, интересную, яркую жизнь для ребят можно устраивать по-разному. В соответствии с традициями, собственными предпочтениями, особенностями детей.
Нам показалось, что об этом очень важно рассказать учителям – о том, какими непохожими путями можно достигать педагогических целей. И ни один не будет лучше другого. Главное, чтобы взрослый при встрече с ребенком относился к нему бережно, видел в нем главную ценность и все свои усилия направлял на понимание и педагогическую поддержку.
Тем более что проблемы перед педагогами, где бы они ни работали, чаще всего стоят похожие. Можно ли каждому ребенку дать опыт пережитого успеха? Как научить его осознавать свои цели и желания и добиваться задуманного? Нужно ли разделять детей по способностям или другим критериям? А если нет, то как работать с ними, такими разными?
Ответы на эти вопросы, которые рано или поздно задает себе каждый учитель, волнуют и педагогов тех лагерей, о которых мы сегодня рассказываем. А ответы на них стали содержанием их многолетней работы.
Юрий БЕЛЯКОВ,
методист методического отдела Всероссийского детского центра «Орленок»
Краснодарский край

Лидером может стать каждый ребенок

Если предоставлять ему постоянную возможность выбора

Всероссийский детский центр «Орленок», как и все, кто занимается образованием и воспитанием, намечает перспективы развития и педагогические стратегии. Для «Орленка» главным, приоритетным направлением работы на ближайшие десять лет станет педагогика лидерства: развитие, воспитание и образование детей-лидеров – организаторов инициатив в разных видах деятельности и творчества. Программа уже разработана, прошла обсуждения и начала работать с этого года.

Почему именно лидерство?

«Орленок» создавался в 60-е годы, и на протяжении всех лет своего существования там работали преимущественно с социально активными детьми, теми, кто проявил незаурядные организаторские или интеллектуальные способности. Все орлятские традиции и педагогический опыт складывались в работе именно с такими ребятами.
С другой стороны, после того как пионерская и комсомольская организации стали историей, в регионах стали создаваться новые детские общественные организации. Потребность в воспитании ребят с лидерскими и организаторскими способностями была очень велика. Кому же, как не педагогам «Орленка» с их опытом и многолетними традициями лагеря, следовало откликнуться на этот социальный заказ. Ребятам, приехавшим со всей России, рассказывали, какой может быть общественная организация, как она может быть построена, какими умениями должен обладать тот, кто хочет вести за собой остальных.
Необходимость лидерских качеств диктует и чисто педагогическая проблема: те, кто прожил хотя бы одну орлятскую смену, возвращаются домой и чувствуют себя белыми воронами. Они тоскуют по той интересной, яркой, насыщенной событиями жизни. Мы знаем об этом из тысяч писем. Поэтому просто необходимо учить ребят воссоздавать привлекательный для них образ жизни вокруг себя. В «Орленке» мы даем возможность ребенку раскрыть свой потенциал, максимально проявить способности, а потом оснастить его средствами, которые позволят полноценно и интересно жить в привычной среде. Какие бы задачи нам ни спускали сверху, эту мы считаем одной из самых важных.

Принципы жизни лагеря

В разных сменах и лагерях программа может называться по-разному: школа лидеров или школа досуга, например.
Работа любого детского лагеря строится с учетом одних и тех же факторов: сборность, автономность, кратковременность пребывания и интенсивность жизни. Орлятская педагогика тоже их учитывает, но наполняет особым содержанием.
Сборность. К нам приезжают делегации из всех восьмидесяти девяти регионов страны. На первом этапе в отряды отбирают детей по формальному признаку: столько-то мальчиков и девочек определенного возраста. Однако помимо этого в отрядах собраны несколько региональных групп, и каждый ребенок чувствует себя частью делегации от своего региона. За время проживания в лагере он может стать членом клуба, творческой группы, кружка, команды в соревнованиях. Каждый ребенок имеет возможность попробовать свои силы в объединениях двенадцати разных видов. Не получилось проявить себя в одном, есть еще много возможностей. Практически каждый может подобрать себе по душе тему, вид деятельности, симпатичную ему компанию ребят. У ребенка постоянно есть возможность выбора. Это то, чего он лишен в заорганизованной школьной жизни: встал, позавтракал, в школе расписание уроков, после школы расписание дополнительных занятий, домашнее задание – и день кончился. А тут мы сразу же говорим: выбирайте. Поначалу это вызывает замешательство: выбирать-то как раз и не умеют.
Автономность. В лагере создается уникальная ситуация погружения в непривычную жизнь, самоорганизации. Эта ситуация привлекательна тем, что ребята уехали от родителей и могут строить свою жизнь и быт по своему желанию. В то же время ситуация безопасна. И физически, и психологически. Здесь ребенка никто не оскорбит, не унизит. Он может быть таким, каким хочет.
Кратковременность. Смена настолько коротка, что прожить ее хочется как можно полнее. События сгущены до такой степени, что иногда ребенок вечером с трудом может вспомнить об утренних впечатлениях. Кажется, что день продолжается дольше, чем в обычной жизни. Кроме того, кратковременность способствует тому, что ребенок должен постоянно определяться: чего я хочу здесь и теперь. Тогда как в обычной жизни подросток, рассказывая о своих дальнейших планах, обычно перечисляет очень отдаленные, размытые перспективы: закончу школу, поступлю в институт, получу профессию… А жизнь-то происходит каждый день. И уже сегодня можно строить планы не только на десять лет вперед, но и на завтра или на сегодняшний вечер. И достигать задуманного.
Интенсивность. В «Орленке» традиционно принята совместная творческая деятельность детей и взрослых. Для многих детей, привыкших к позициям учитель–ученик, сотрудничество, предлагаемое взрослыми, оказывается неожиданностью. Тем более что у взрослого нет готовых ответов и рецептов: «Ты чего-то хочешь? Давай попробуем. Только я не знаю пока, как это делается». Например, совсем недавно приезжала Светлана Викторовна Виноградова. Читала лекции о музыке, рассказывала о древней Греции. Ребята настолько увлеклись, что тут же загорелись идеей устроить действо из жизни эллинов. Прошлые планы скорректировали и стали вместе со взрослыми думать, как бы осуществить задуманное. Мы стараемся предоставлять детям максимальную свободу. Одна из заповедей вожатых прежних лет: у нас в «Орленке» все можно. Если это не повредит другому.

Педагогические технологии

Мы предоставляем каждому ребенку свободу в выборе поручения. Ребятами же создаются органы детского самоуправления. Жесткой и неизменной структуры, как была в пионерской организации, у нас нет. Система самоуправления варьируется в зависимости от смены и тематики лагеря. Если в «Штормовом» морская тематика, появляются боцманы, баталеры. При распределении ролей во взаимоотношениях завязываются споры. Но ведь только в отстаивании своей позиции складываются лидерские качества. Педагогам трудно поддерживать этот процесс, чтобы дискуссии были конструктивными. Трудно еще и оттого, что дети привыкли к авторитарной позиции взрослого, ждут, что как он скажет, так и будет. А он не говорит, не командует, а помогает им самим договориться. Еще одна старая вожатская заповедь: взрослый – пятый. Это значит, что в разговоре сначала должны высказаться как минимум четверо детей, а потом может присоединиться взрослый. Чтобы не забивать их своим авторитетом. Может, он и знает решение, но главное ведь дать возможность подумать детям.
Еще очень важно поддержать ребенка в осуществлении его планов. Мало нафантазировать воздушных замков. Нужно еще и уметь воплотить свои мечты. Это, кстати, пригодится и по возвращении домой. Потому практически каждый ребенок участвует в организации какого-нибудь дела. А взрослый не только оказывает ему педагогическую поддержку в организации, но и помогает проанализировать, насколько удачным было воплощение, каких ошибок можно будет избежать в дальнейшем, когда он организует что-то подобное дома. Мы все время ориентируем детей на то, чтобы, вернувшись, он собирал вокруг себя друзей, делился с ними тем, чему научился в «Орленке».

Кто такой лидер?

Собственно, все лидерские качества дети сами перечисляют в анкетах. Лидер – это человек, умеющий делать что-то лучше всех. Он внимателен к окружающим: умеет слушать и слышать, понимать собеседника, строить диалог. Должен уметь поставить цель и объяснить ее другим. Владеть средствами достижения цели.
Определив, кто такой лидер, мы с помощью анкетирования помогаем каждому ребенку оценить свой лидерский потенциал. Проводим специальные игры и тренинги.
Около «Солнечного» встретил буквально вчера студентку, которая выскочила из корпуса чуть ни в слезах.
– Что случилось?
– У меня сбор отряда, выбираем командира. Одна девочка так хотела… И не удалось. За нее проголосовал только один мальчишка. И то только потому, что я на него выразительно посмотрела. Девочка плачет, я плачу. Скажите мне, что делать дальше?
Я посоветовал напомнить девочке, что выборы не последние. Она сможет попробовать себя в лидерской позиции, например, стать капитаном команды в лагере приключений. Пусть она подумает, проанализирует, почему ее не выбрали в этот раз. Чего не хватило для победы – может быть, умения общаться, а может, презентовать себя. Это пример того, как происходит педагогическая поддержка. Индивидуально. По поводу именно этой проблемы именно этого ребенка. И лидеры, кстати, очень нуждаются в поддержке.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru