Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N49 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Наталья ЩЕРБАКОВА,
Ирина ХЛУДНЕВА,
учителя русского языка
и литературы
г. Владивосток

Разноцветная фонетика

Изучение художественного текста на уроках литературы с точки зрения цвета и звука

Сейчас, пока не затянула школьная текучка, есть время и возможность подумать о том, как можно разнообразить давно накатанные темы.
Каждый учитель сталкивается с тем, что его предмет не дается некоторым детям. Гуманитарии мучаются с гидроксидами и киловаттами, а технари – с частями речи и членами предложения. Сопротивляющийся учебный предмет кажется ребенку скучным и запутанным. Особенно обидно, когда это касается твоего родного языка. Между тем в изучении словесности можно обнаружить немало поводов и для поиска закономерностей, и для воображения.

Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей?
Чаще всего мы не воспринимаем осознанно звуковой образ слова, сосредоточивая все свое внимание на смысле или правописании. Действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что значение слова связано с его звуковой, фонетической формой?
На самом деле не только слова, но и звуки несут в себе определенную информацию. Мы говорим: мягкие и твердые согласные, но ведь звуки нельзя потрогать. Не могут они обладать и ростом.
Проведем эксперимент. Даются для сравнения две матрешки разного размера (большая и маленькая). Какую матрешку зовут «А», а какую «И»? Почему? (Большинство участников опроса говорят, что большую матрешку зовут «А», а маленькую – «И».)
Сошлемся на авторитетное мнение М.В.Ломоносова: «Частое повторение А способствовать может изображению великолепия, великого пространства, учащение письмен Е, И, Я, Ю – к изображению нежности, ласкательства или малых вещей».
Видимо, что-то такое есть, что заставляет считать, что А приятнее, чем Х, О светлее, чем Ы, Р быстрее, чем Ш.
Оказывается, именно в этих свойствах звуков скрыта одна из тайн рождения, жизни и смерти слова.
Эта теория не беспочвенная фантазия, поскольку существует определенная отрасль филологии – фоносемантика (теория содержательности звуковой формы в языке). В создании этой теории участвовали и другие науки: математика, физика, психология.
Приняв во внимание обоснования Ломоносова о содержательности звуков речи, мы стали использовать таблицы, формулы, графики вышеупомянутой теории при анализе поэтических текстов на уроках литературы и пришли к выводу, что звуковое давление может оказать влияние на восприятие текста.
Задание для аудитории: внимательно прослушать текст. После прослушивания нужно будет ответить на вопрос.

Жертва служебного долга

Одна из западных воскресных газет извинилась перед читателями за то, что в очередном номере отсутствует постоянная рубрика «Куда пойти поесть?», рекламирующая рестораны, кафе и бары. Редакция пояснила, что репортер, поставляющий материал для этой рубрики, заболел, отравившись в одном из ресторанов «при исполнении служебных обязанностей».
Вопрос: каким блюдом отравился репортер? Горячим или холодным?
Как правило, аудитория сомневается: кто-то отвечает «горячим», а кто-то – «холодным».
Теперь этот же текст будет прочитан с некоторыми поправками.
Одна из западных воскресных газет, «Нибджет фейж», извинилась перед читателями за то, что в очередном номере отсутствует постоянная рубрика «Куда пойти поесть?», рекламирующая рестораны, кафе и бары. Редакция пояснила, что репортер, поставляющий материал для этой рубрики, заболел, отравившись в ресторане «Чоффет» «при исполнении служебных обязанностей».
На этот раз большинство участников отвечали «горячим». Почему? Ф, Ч, Ж – «горячие» звуки, из них составлены слова «Нибджет фейж» и «Чоффет». Вот что явилось подсказкой при выборе ответа, вот что подтолкнуло испытуемых в «горячую» сторону.
Безусловно, вы можете возразить и сказать, что для вас Ф, Ч, Ж – холодные звуки: «Я чувствую так, и мне это кажется верным». Или: «Для меня А меньше, чем И».
Можете упомянуть Коперника, который был убежден, что Земля вертится вокруг Солнца, хотя остальные считали по-другому и были не правы. Но в языке дело обстоит иначе. В языке коллективное есть действительное. Единственный законодатель для языка – народ-носитель языка: как он считает, так и правильно.
По нашим наблюдениям, метод звукоцвета эффективен в первую очередь для развития устной речи и образного мышления учеников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru