Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Ирина ПРУСС

Колонка редактора

Ирина ПРУССВот так: учишь их, учишь, вкладываешь все, что знаешь и чувствуешь, говоришь о высоком, разумном, рациональном, а потом (или сейчас, стоит только отвернуться) твои ученики выдают непристойный анекдот о великом поэте, рассуждают о чем-нибудь, как темная бабка из лесковских рассказов, а то еще попадут в какую-нибудь секту и начинают нести нечто невообразимое таким поучающим тоном, что куда тебе с твоим педагогическим стажем. И становится стыдно и тошно от зря потраченных усилий…
Хоть раз любой учитель задумывался о том, как мало на самом деле выносят его ученики из школы в свою взрослую жизнь, как неправильно эта самая жизнь устроена, отторгая разумное, доброе, вечное, насмехаясь над всем, чему учили, а чаще просто забывая все начисто.
Ладно факты: что Волга впадает в Каспийское море, помнят скорее всего из Чехова, а не из географии, таблицу умножения не помнит, наверное, никто. Ладно навыки: о вторичной (то есть наступившей после обучения) неграмотности чиновников первыми закричали немцы, но и мы тут наверняка не лучше. Но где зерна рациональности, где привычка к логическому рассуждению, где элементарная культура мысли?
Ведь и то, и другое, и третье погружено в школьный программный материал, без них невозможно решить простенькую школьную задачку по любому предмету, написать сочинение, объять разумом историческую эпоху, за рассказ о которой иначе непременно схватишь двойку.
Другое дело, что школа учит этому не слишком успешно, о чем и свидетельствуют, кажется, все статьи на этой полосе и множество личных впечатлений каждого из нас.
Но погодите, люди идут в сектанты не потому, что плохо учились в школе или их там плохо учили: они ищут смысл жизни, пытаются выйти из стресса, следуют за талантливыми манипуляторами, проповедниками, хотят радикально изменить свою жизнь. А вот то, что они пытаются сказать о своей вере на языке школьных учебников, говорит как раз о сильном влиянии школы. У них нет других слов. Прежде, обосновывая очередной предрассудок, обращались к Библии, теперь ссылаются на научные исследования: разве это не говорит как раз об основополагающем месте науки в современной культуре?
И Пушкин жив в массовом сознании, пока о нем рассказывают анекдоты.
Конечно, хотелось бы, чтобы от науки людям для обыденной жизни досталось больше, чем формальные ссылки в определенной терминологии (плюс все прелести последних достижений науки и техники для быта), чтобы они умели оставаться действительно логичными, а не только ссылаться на логику; умели отделять факт от слухов и правильно формулировать вопросы. Но еще никому не удалось создать человека и общество, которые жили бы без предрассудков, слухов, нерациональных решений, смешных и остроумных историй…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru