Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ВЕРНИСАЖ

Завораживающий мир стекла и света
На парадной лестнице Третьяковки солируют люстры

wpe9E.jpg (108554 bytes)

Стекло не живет без света и без связи с архитектурным пространством. Московские художники Тимур Сажин и Лидия Фомина, избравшие изящный псевдоним САФО, это давно и хорошо знают. Ансамбль люстр, который они осуществили в старинном интерьере церкви Иоанна Предтечи, где размещался ассортиментный кабинет Государственного института стекла, признан специалистами одним из лучших произведений декоративно-монументального искусства последних двух десятилетий прошлого века. К сожалению, этот кабинет и вся его коллекция после развала Союза художников остались только в памяти специалистов и на цветных фотографиях.
В мерцании и сиянии люстр было нечто такое, что можно сравнить с тихим светом цветущего весеннего сада. О конструкциях, материалах и вообще технической стороне дела зрители забывали напрочь и почти физически чувствовали растворение в тончайших световых потоках.
В 60-е годы Тимур и Лидия закончили Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и за прошедшие четыре десятилетия украсили своими работами музеи и общественные интерьеры России и Франции, Вьетнама и США.
Стекло льющееся, истончающееся до мишурного блеска и отдельных искр и капель. Стекло тяжелое, толстое, в плотной массе которого, как в янтаре, застыли навсегда воздушные пузыри и различные вкрапления. Стекло цветное, прозрачное или слегка затуманенное, а равно и всякое иное – матовое, растрескавшееся, играющее острыми гранями или оплывшее, как свечной воск. Стекло во всех своих ипостасях – от бросового бутылочного до драгоценного оптического, то есть стекло любое, но при этом неизменно любимое мастерами Тимуром и Лидией. Именно в их руках оно из состояния материала переходит в нечто лишь отчасти материальное – в искусство.
Игра светоносных объемов, сама подвижность света и цвета создают для восприятия таинственную завораживающую атмосферу, которая всегда царит в мастерской Тимура и Лидии в самом центре Москвы на Пятницкой улице. Весьма показательно, что одновременно прочное и ранимое стекло идеально подошло для воплощения некоторых замыслов наших героев, связанных с археологической и экологической темами. Ведь по существу изображенные в стекле рыбы, амфоры и все вышедшие из водных и земных глубин ископаемые и органические существа – это трепетная, уникальная и попросту исчезающая в условиях современной цивилизации материя. Показывая распавшиеся на части хрупкие композиции, художники создают своего рода предупреждающее искусство, говоря нам, что культура и красота, как и все живое, нуждается в защите.
Закрытая многие годы и практически неведомая молодому поколению Третьяковская галерея после обширного ремонта и реставрации сегодня открыта. Обновленные старые и заново построенные стены парадного входа, вестибюлей и различных служебных помещений включили в себя и огромный ансамбль люстр, торшеров и бра. Торжество стекла и света как бы предварило торжество классического русского искусства.
Проектируя каждый тип люстр и малых светильников в отдельности, Сажин и Фомина, разумеется, заботились и о единстве ансамбля, сочетающего традиционные растительные формы и строгую геометрию, блеск полированных металлических деталей и каскады матового и прозрачного стекла. Завсегдатаи Третьяковки помнят старую длинную лестницу, тусклое освещение и привычное беглое разглядывание «проходных» картин. Ныне парадная лестница пуста и чиста. На ней блистательно солируют большие и малые люстры из прозрачного и сиреневого стекла, а также два превосходно выполненных торшера, отдаленно напоминающих старые торшеры, стоявшие на тех же местах. Воздушная ажурная пластика люстр, выполненных по проекту наших художников австрийскими мастерами, создает атмосферу праздника, распрямляющего спины и поднимающего головы и, таким образом, подготавливающего встречу с искусством разных веков. Предваряющую постепенность этой торжественной встречи тактично и точно обеспечивает и вся прочая светопластика – люстры гардероба, вестибюля и других промежуточных помещений. Сажин и Фомина удачно применили своего рода «рифму» – стеклянное подобие занавесей (так называемые маркизы), когда-то висевших в этих помещениях. Легкие изящные светильники и люстры украшают не только основное здание, но и скромное по размерам кафе галереи. Другими словами, перед нами продуманный гармоничный ансамбль, а не формальная декоративно-монументальная работа на заказ, которую можно пристроить в любое общественное здание.
Очень трудно входить с собственным индивидуальным искусством туда, где существует искусство, проверенное временем. Наши герои отважились на это, и отныне их стеклянная пластика стала еще одним третьяковским экспонатом.
В самые последние годы Тимур и Лидия работали над оформлением интерьеров Верховного суда России и резиденции президента в Кремле. Но даже самые престижные монументальные проекты никогда не отменяли их ежедневное станковое творчество. Как правило, эти произведения сложны по технике исполнения и весьма метафоричны. В частности, таковы работы из серии «Амфоры», «Скрипки», «Экология», созданные в конце 1980-х – первой половине 90-х годов. Временные рамки в данном случае достаточно условны, так как авторы не расстаются с найденными образами живой природы, постоянно увеличивая этот ряд и расширяя свое и наше представление о мире и обуревающих его проблемах.
В 2004 году в издательстве «Слово» вышел богато иллюстрированный альбом, в котором Сажин и Фомина органично соседствуют с мастером современного гобелена Натальей Мурадовой. Осуществляя совместные проекты, художники добились подлинного синтеза искусств, ставшего примером высочайшего класса нашего отечественного декоративно-монументального искусства в целом.

Вильям МЕЙЛАНД


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"