Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА СТРАНСТВИЙ

Тяга подростков к приключениям общеизвестна. И нам кажется, что через походно-палаточную жизнь в лесу или на берегу моря ее удовлетворить проще всего. Но для кого-то жизнь на природе и серьезная работа становятся источником стресса, в ком-то открываются бездна лени и желание перетянуть общее внимание на себя самыми экстраординарными способами. Вывозить детей «в поле», тем более для серьезной исследовательской работы, трудно. И дело здесь не только в пресловутой ответственности за жизнь и здоровье детей, но еще и в необходимости быстрого создания психологически комфортной атмосферы, рождения команды, «заражения экспедиционным вирусом», которые помогут подросткам, отделенным друг от друга и взрослых гипертрофированной самостью, собраться вместе и делать дело. И не лишь бы какое, а самое серьезное – выстраивать собственное образование – настоящее, а не урочно-учебниковое.
Кажется, сил на это с концом полевого сезона больше уже не будет никогда. Но почему-то руководители подростковых клубов, кружков и детских экспедиций снова и снова, отдохнув, собирают рюкзаки. Что это – психологическая зависимость, невозможность жить по-другому – размеренной, городской жизнью? А может быть, напротив, реальный взгляд на вещи, желание помочь растущему ребенку увидеть и осмыслить свой рост, расширить границы обитаемого для него мира?

wpe94.jpg (24056 bytes)

Уроки Белого моря
Говорят, подростки не любят учиться. Но почему-то, когда они становятся сотрудниками экспедиции, все бывает наоборот

«Если вам больше 12 лет, если вам интересен мир дикой северной природы, если вас манят приключения и если вы не боитесь трудностей, то мы будем рады видеть вас в числе участников нашей экспедиции на необитаемом острове в заповедном уголке Белого моря» – так, по взрослому, на «вы», обращаются организаторы IV юношеской эколого-образовательной экспедиции «Полярный круг–2005» к ее участникам. Первая группа ребят уже вернулась «с поля» полная впечатлений. Им на смену заступили другие, которые пробудут в экспедиции почти до самого начала нового учебного года. Для большинства из них это путешествие первое, но для многих – это уже образ жизни. Вернее, способ получения образования. Не только по книгам, а в живую, из первых рук молодых ученых.

Пять лет назад преподавателями нескольких факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова был придуман проект «Молодежные образовательные экспедиции». Идея проста – соединить активный детский летний отдых с возможностью гораздо глубже, чем в школе, войти в мир науки, в мир полевых исследований. Никакого особенного отбора участников нет, главное – готовность подростка по-настоящему работать, живя в непростых полевых условиях. Можно выбрать, что больше нравится: жизнь в палатке на необитаемом острове Оленевский в Белом море, работу в Научно-экспериментальном морском биотехнологическом центре в поселке Большой Утриш недалеко от Анапы или исследование Байкала. Самые популярные – экспедиции на Белое море. В программе – изучение экологии моря, «робинзонада», психологические тренинги и даже подводное плавание с аквалангом. Все это настолько привлекательно для подростка, настолько отвечает душевным потребностям этого возраста, что ребята, раз побывавшие в экспедиции, обычно стараются еще и еще раз попасть туда.
Конечно, новичкам приходится нелегко. По отзывам участников прошлогодних экспедиций, самое трудное – пробиться к человеку, совсем тебе незнакомому, заговорить с ним. Каждый по устоявшейся привычке большого города долго держится настороженно, сам по себе. Но там, на острове, постепенно открываются «скорлупки», преодолевается отчуждение. Совместные испытания сближают незнакомых ребят. А испытаний предостаточно. Кто-то впервые в жизни оказался один так далеко от дома, кто-то вообще никогда не бывал в лесу, а тем более на острове, кто-то прожил четырнадцать лет и ни разу в жизни не чистил картошку. «Что ж, этому тоже надо учиться», – говорит руководитель проекта, начальник экспедиции «Полярный круг» Шамиль Невмянов. И ребята осваивают полевую кухню, поскольку им самим приходится думать о собственном пропитании.
День экспедиции насыщен до предела, тем более что ночи в обычном понимании на Белом море в июле нет – солнце зайдет часа на полтора и снова встает. Восемь утра, подъем, умывание в Белом море, уборка лагеря, завтрак, потом занятия с инструкторами в малых группах. Ребята изучают обитателей моря, собранных на побережье и поднятых из морских глубин во время пробных погружений с аквалангом, собирают водоросли и исследуют их в экспедиционной лаборатории, для которой отведена специальная палатка, учатся разводить огонь без спичек и строить шалаши, оказывать первую медицинскую помощь и ориентироваться на местности, ведут наблюдения за погодой. Дежурная команда в это время готовит обед, путешествует на моторках за продуктами, заготавливает дрова, топит походную баню. Трудно, конечно, особенно вначале, но делают все без разговоров.
Вообще проблем с дисциплиной в экспедиции нет. Послушание старшим – непреложный закон, хотя и такой трудноисполнимый для подростков. А иначе не получается ни продуктивной работы, ни безопасной и радостной жизни. Все-таки кругом лес, болота, море, остров огромный – можно заблудиться, утонуть, покалечиться. О том, что все всерьез, ребят предупреждают еще в Москве, до отъезда. С каждым будущим участником проводится личное собеседование, где выясняется состояние его здоровья, готовность к физическим и психическим нагрузкам, и главное – личное желание ехать в экспедицию и личное ответственное решение о принятии правил игры. После собеседования подписывается контракт, может быть, первый юридический документ в жизни подростка, подписанный его рукой. Теперь он уже не только сын своих родителей, домашний ребенок, но и курсант, самый младший сотрудник экспедиции «Полярный круг». Курсанты, которые ездят не первый год, сами становятся помощниками взрослых инструкторов, облегчая новичкам адаптацию на острове. Вспоминает Александра Шитова, курсант экспедиции 2003 года и помощник инструктора в прошлогодней экспедиции: «Ничто так не запоминается, как поездка с новыми людьми на новое место! Столько незнакомых людей и все какие-то необщительные! Зато потом вдруг все стали по-домашнему любезны! Даже дружелюбны. И та маска серой мышки, которая как-то незаметно прилипла к моему Я, внезапно исчезла. Я даже умудрилась влюбиться!!!»
Венцом экспедиции, своеобразным экзаменом становится «робинзонада». Ее ждут с нетерпением, участники прошлых лет передают новичкам захватывающие подробности, но на самом деле никто не знает, что их ожидает, поскольку каждый раз все случается по-новому. Тут-то и выясняется, насколько усердны были ребята на занятиях, ведь теперь все зависит от их знаний и умений. Разумеется, взрослые неподалеку, но им запрещено вмешиваться и помогать – курсанты должны справиться сами. И они справляются – со страхами ночного одиночного обитания в лесу, с постройкой укрытий, с добычей хоть какой-нибудь еды… В конце все веселы и счастливы, «робинзонада» – одно из самых захватывающих впечатлений.
Три недели пролетают быстро. Поезд снова возвращает ребят в Москву. Но многие сразу же начинают строить планы на будущее лето, собираться в новую экспедицию. Есть и те, кто в ней попросту вырос. Теперь они сами студенты университета – геологи, биологи.
«Зачем мы все это делаем? – переспрашивает меня начальник экспедиции. – Наверное, слишком высокопарно было бы говорить – для развития науки. Скорее всего для развития самих этих ребят. Чтобы они открыли для себя те области жизни, о которых и не подозревали в школе. Чтобы мир природы перестал быть для них виртуальным, существующим лишь в иллюстрированных журналах и в телевизоре. Мы хотим показать им, что в жизни существуют вещи гораздо более интересные, чем дискотеки и пепси-кола...»

Елена ЛИТВЯК
При публикации использованы материалы с сайта проекта
www. expeditions.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"