Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

ЕГЭ 2005: разбор полетов
Впервые публикуется компьютерный рейтинг регионов, набравших самые высокие баллы на ЕГЭ
Статья третья. Окончание*

2-3.tif (3038996 bytes)

Можно ли публиковать рейтинги, где регионы выстроены по результатам ЕГЭ? Руководители Министерства образования РФ и Рособрнадзора отвечали: нельзя. “Российские регионы ведь такие разные”, – объяснял журналистам министр образования Владимир Филиппов.
В 2000 году руководители российского образования пообещали в кратчайший срок перевести всю страну на единый экзамен. В регионах отказывались вводить новшество. Вероятно, министры образования не хотели упускать из рук процедуру итоговой аттестации. Тогда, похоже, был достигнут компромисс: Москва согласилась смотреть сквозь пальцы на манипуляции с тестовыми баллами, а региональная элита – на этом условии проводить ЕГЭ.
В 2005 году количество отличных оценок на ЕГЭ превысило все нормы традиционной итоговой аттестации. Огласить такие итоги экзамена означало бы для Рособрнадзора расписаться в полной неспособности или нежелании контролировать ход эксперимента. Поэтому статистика ЕГЭ приходила в Москву из субъектов РФ, обрабатывалась, распечатывалась и убиралась в стол.
Несмотря на такую позицию Рособрнадзора, каждый из нас имеет право знать, как проходит госу-
дарственный образовательный эксперимент. Поэтому сегодня наши читатели могут ознакомиться с первой попыткой компьютерного рейтинга регионов по результатам ЕГЭ.

Для рейтинга 2005 года были отобраны самые интересные критерии: уровень среднего тестового балла в регионе, количество пятерок и двоек в регионе, количество выявленных в субъекте РФ сомнительных вариантов (в которых, по странному стечению обстоятельств, сложная часть С была выполнена лучше, чем простые части А+В).
Компьютер расположил регионы в порядке убывания среднего тестового балла. Первые места заняли регионы, где выпускники показали равновысокие результаты на всех предметах ЕГЭ.
Если в республике или области были высокие тестовые баллы по одному предмету, но низкие – по другим предметам, она перемещалась в середину рейтинговой десятки.
Вот как выглядит в 2005 году десятка субъектов РФ, в которых школьники набрали максимальные средние тестовые баллы.

На первом месте – Башкирия.
В республике самый высокий в России средний тестовый балл на ЕГЭ по математике и физике (67,2 – по математике
и 59,5 – по физике). Экзамены по математике и
физике в Башкортостане были массовыми: математику сдавали 10 522 человека, физику – 3853 выпускника.
На втором месте – Республика Чувашия.
Она не стала лидером ЕГЭ ни по одному предмету, однако заняла вторые места в России по биологии (средний балл 57,3), истории (54,9) и обществознанию (54,9). Кроме того, Республика Чувашия идет третьей в стране на ЕГЭ по русскому языку (средний тестовый балл 58,8).
Третье место – у Воронежской области.
В российском масштабе она вторая по знанию математики (60,7 балла). Этот предмет здесь сдавали 9534 выпускника. Воронежцы – вторые в России на ЕГЭ по химии (55,3 балла) и четвертые – по истории (54 балла).
Четвертое место заняли выпускники Калужской области.
У них самый высокий в России средний тестовый балл по химии (55,7). Калужская область на третьем месте по знанию литературы и английского языка (55,0 и 73,7 балла).
Пятое место – у Республики Марий Эл.
Школьники республики на втором месте в стране по русскому языку (59,2 балла), на втором – по
географии (54,1) и по английскому языку (74,5) и первые – по литературе (64,2 балла).
Шестое место заняла Кировская область.
У здешних выпускников самый высокий в стране средний тестовый балл на ЕГЭ по русскому языку – 59,8. Кроме того, в Кировской области лучший в стране средний тестовый балл по биологии – 57,6. Область заняла четвертое место по географии (53,4 балла).
Седьмое место – у Республики Мордовии.
Здесь беспрецедентный средний тестовый балл по истории (57,8). Школьники республики находятся на четвертом месте по физике (54,5) и биологии (56,3).
Восьмое место – у Новгородской области.
У них третий в стране показатель на ЕГЭ по химии ( 55,0), пятый – по истории (54,3), пятый – по обществознанию (53,0).
На девятом месте – Липецкая область.
У школьников области самый высокий в 2005 году средний тестовый балл по географии (55,6) и обществознанию (55,0). Однако они на 27-м месте по математике.
На десятом месте – Челябинская область.
Она – вторая в стране по литературе (61,55 балла), четвертая – по английскому языку (71,64 балла), пятая – по географии (53,15 балла).
В каких субъектах РФ участники ЕГЭ получили максимум пятерок?
Компьютер сформировал еще одну десятку.
По сумме пятерок, полученных на всех предметах ЕГЭ, в 2005 году лидирует Воронежская область.
Выпускники области сдавали восемь предметов и получили по максимуму пятерок на каждом экзамене ЕГЭ.
Воронежская область – на втором месте по количеству пятерок на ЕГЭ по математике, химии, гео-
графии, на третьем – на ЕГЭ по физике и истории, на четвертом – по обществознанию, на пятом – по литературе, на шестом – по русскому языку. Такого количества отличных отметок на ЕГЭ нет ни в одном субъекте РФ.
На втором месте в этом рейтинге – Республика Башкортостан.
Здесь в 2005 году оказались самые высокие в стране средние тестовые баллы по математике и физике, и потому в республике больше всего пятерок по этим предметам.
На третьем месте – Республика Чувашия.
В республике – рекордное количество пятерок по русскому языку. Чувашия на втором месте по отличным оценкам на ЕГЭ по обществознанию, на третьем – за ЕГЭ по биологии, на четвертом – за ЕГЭ по физике.
На четвертом месте – Калужская область.
По количеству пятерок они – третьи в России по химии, пятые – по математике и по английскому языку, шестые – по физике и по истории.
На пятом месте – Республика Марий Эл.
Здесь – первые по количеству пятерок по литературе и вторые – по русскому языку.
На шестом месте – Кировская область.
Ее выпускники – третьи в России по сумме отличных оценок на ЕГЭ по русскому языку, вторые – по пятеркам на ЕГЭ по истории, четвертые – по биологии.
На седьмом месте – Липецкая область.
Ее выпускники получили больше всех пятерок на экзаменах по общество-
знанию и географии.
Восьмое место – у Республики Мордовии.
Там больше всех отличных оценок на ЕГЭ по истории. Мордовия также на втором месте в России по пятеркам на ЕГЭ по биологии.
Девятое место по количеству пятерок занимает Москва.
Десятое – Челябинская область.

Еще одно исследование результатов ЕГЭ 2005 года касается работ, в которых процент верно решенных заданий части С превышает процент верно решенных заданий частей А и В. Задания части А + В решаются сравнительно легко. Часть С включает в себя задачи олимпиадного уровня. Перекос решенных заданий в сторону части С свидетельствует, что скорее всего выпускникам помогали справиться с самой сложной частью теста.
С помощью компьютера в Москве без труда выявили несоответствие между процентом решенных заданий частей А + В и С.
На первом месте по числу выпускников, которые справились с частью С, но не одолели А и В, – Башкирия.
В этом “отрицательном” рейтинге она – первая в стране на ЕГЭ по физике, третья – на ЕГЭ по математике, четвертая – на ЕГЭ по химии.
На второе место в рейтинге компьютер поставил Владимирскую область.
Там 776 выпускников из одного района сдавали ЕГЭ только по русскому языку. Однако процент несоответствия между решенными заданиями частей А+В и С оказался слишком высок – даже в масштабах страны.
На третьем месте – Ленинградская область, где ЕГЭ по русскому языку сдавали 10 567 школьников.
На четвертом месте – Челябинская область.
На пятом – Республика Марий Эл.
На шестом – Москва.
На седьмом – Республика Чувашия.
На восьмом – Ульяновская область.
На девятом – Саратовская область.
На десятом – Республика Мордовия.

Из этого рейтинга мы можем видеть, как, вероятно, формируются высокие средние баллы на ЕГЭ.
В республиках, которые уже привыкли быть лучшими на ЕГЭ, дается команда решать за выпускников задания части С. Несмотря на то, что порой ученик не может сам ответить даже на вопросы части А.
В рейтинге есть области со скромным и даже низким средним баллом (например, Саратовская, Ульяновская). Вероятнее всего, там руководители образования и не ставят перед сотрудниками ГЭК и организаторами ППЭ задачу взвинтить средний балл в масштабах региона. Там хотят повысить оценки ЕГЭ отдельным ученикам. На уровне субъекта РФ таких привилегированных выпускников оказывается чересчур много: это и фиксирует компьютер.
Наконец, в списке есть регионы (Владимирская область), где ЕГЭ проводится впервые.
Видимо, там организаторы ЕГЭ захотели провести первый опыт с наилучшими результатами и перестарались.

Итак, можно ли выстроить субъекты РФ по рейтингу? Можно. Но Минобразования РФ и Рособрнадзор были правы, опасаясь обнародования таких рейтингов.
Потому что картинка получается многозначительная.
Только два примера.
Абсолютный лидер по результатам ЕГЭ 2005 года – Республика Башкортостан.
Она – первая в России по сумме среднего балла ЕГЭ, полученного учащимися на всех предметах, вторая в стране – по числу выпускников, получивших оценку “отлично”, 73-я (то есть четвертая с конца) по количеству двоечников, 72-я (в последней пятерке участников ЕГЭ) – по количеству школьников, не приступивших к части С. Все замечательно. Только в рейтинге регионов, где баллы за часть С выше баллов за части А+В, Республика Башкортостан тоже первая.
Другой “пятерочный” пример – Республика Марий Эл.
Пятая в России – по сумме среднего балла на ЕГЭ. Пятая – по количеству отличников. И по количеству тех, за кого, возможно, решали часть С, – тоже пятая…

Светлана КИРИЛЛОВА


Статью первую читайте, пожалуйста, в “ПС” № 47,
статью вторую – в “ПС” № 48


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"