Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
НАКАНУНЕ ПЕДСОВЕТА

Ученик: инструкция по сборке
Стандарт и БУП глазами руководителей региональных органов управления образованием

Елена Родионова,
заместитель министра образования
Нижегородской области:

– Стандарты первого поколения обсуждались и в Нижегородском институте развития образования, и в ИПК, и на августовских совещаниях, и на методических объединениях. Мы выработали целый ряд предложений и замечаний. И как вы думаете, их учли? Конечно, нет. Люди, которые работают в Министерстве образования и науки, наверное, правильно мыслят, правильно думают, некоторые из них в недавнем прошлом возглавляли региональные органы управления образованием, знают практику, но не считают нужным согласовывать свои решения с нами. Может, чаще нужно приглашать представителей регионов в Москву на совместные обсуждения тех или иных проблем.
Как мы оцениваем БУП-2004, основанный на стандартах первого поколения? Думаю, давать оценки пока преждевременно. Для отработки любых стандартов нужен длительный период времени, потому что этот процесс сродни эксперименту. Сегодня мы думаем о создании условий для перехода на стандарты первого поколения, работаем над региональным планом.
Мы отрицательно относимся к идее разработки стандартов второго поколения, потому что из-за этого находимся в подвешенном состоянии.
Как мы относимся к намерению министерства пересмотреть структуру стандартов?
На наш взгляд, обязательный минимум должен быть включен в стандарты, потому что страна у нас огромнейшая, миграционные процессы очень активные. И со временем они будут нарастать. Ученик не должен страдать из-за того, что в разных территориях – разные учебные планы. В общем, обязательный минимум должен быть, а формы его освоения могут быть самыми разнообразными.
При этом важно, чтобы в стандарте второго поколения были прописаны минимальные требования к условиям обучения. Это обяжет учредителей выделять деньги на создание этих условий. А сегодня все претензии предъявляются директору.

Владимир Аверкин,
председатель комитета по образованию
Новгородской области:


– Во всех школах в начальных классах мы ввели иностранные языки, информатику, в старших классах предметы изучаются на базовом и профильном уровнях – безо всяких рекомендаций министерства. К пониманию того, что прописано в стандартах первого поколения, мы пришли гораздо раньше, чем рекомендовало министерство.
Однако проблема разгрузки в стандартах первого поколения не решена, из-за использования БУПа-98 наряду с БУПом-2004 путаница увеличилась.
Первым условием, необходимым для введения стандартизации в России, я считаю принятие закона, который определит, сколько лет должны учиться дети в школе, какие предметы, в каком объеме и в каком классе изучать. Что же касается обязательного минимума содержания образования, то правильно, что он будет утверждаться не Думой, а профильным министерством.
Министерство образования и науки должно разрабатывать это новое содержание не кулуарно, а вместе с учителями, которые должны ответить на вопрос: что сделать, чтобы процесс изучения математики или другого предмета был интересен детям и почему половина школьников не осваивают программу? Достаточно ли получаемых знаний для подготовки к профессии и к жизни? Если какие-то темы усваиваются тяжело, то надо задуматься, не пробегаем ли мы мимо цели. Если эти темы актуальны и необходимы, надо увеличить объем часов на их изучение или перенести их в старшие классы. Если это просто забивает головы, надо избавляться от этого материала.
Надо ввести независимый мониторинг качества знаний за курс начальной школы, основной по каждому предмету, и за курс полной средней школы.
Сразу это сделать невозможно. Значит, нужно делать постепенно, заменяя существующую систему государственной аттестации новыми технологиями, которые позволят оценить объективный уровень знаний учащихся, а не будут выдавать желаемое за действительное, как это было раньше.
Регулярный мониторинг знаний учащихся позволит обновлять и корректировать программу по мере необходимости. И тогда мы будем знать, что делать с содержанием.
Прописать нормы знаний и сроки их освоения, обеспечить их определенными условиями финансирования – такой стандарт нам необходим, и мы его ждем.

Мария Гончар,
начальник отдела модернизации образования Главного управления образования и науки администрации
Калининградской области:


– Мы считаем, что федеральный компонент стандарта содержания общего образования, утвержденный в 2004 году, позволяет сделать серьезный шаг вперед в развитии образования. В нем реализована попытка соединить так называемый знаниевый и компетентностный подходы. Впервые его структура включает не только минимум содержания, но и цели образования. Требования к учащимся сформированы не с позиции знать, а с позиции уметь и применять. Это принципиальные достижения.
У себя в регионе мы еще в прошлом году рекомендовали переходить на БУП-2004 и стандарты первого поколения школам, участвовавшим в широкомасштабном эксперименте, а всем остальным – делать это по мере готовности. В нынешнем учебном году на новые БУПы и стандарт переходят пятые классы широкомасштабников, лицеи, гимназии, а также вся система профильного обучения.
Решение министерства начать разработку концептуальных основ стандартов следующего поколения, на наш взгляд, своевременное. Ведь пока компетентностный подход скорее лишь намечен, чем реализован. Не удалось также в полной мере разгрузить и обновить содержание образования.
Так, разработчики стандартов добились увеличения минимума времени на изучение непрофильной математики. Отныне в гуманитарных старших классах на нее выделяется не три часа в неделю, как раньше, а четыре. В то же время разработчики выступают против того, чтобы ЕГЭ по математике был обязательным для всех, тем самым признавая несостоятельность своего стандарта. Зачем нужен стандарт, который дети не в состоянии освоить? Зачем всему этому учить, если это не является фундаментальным, не дает общего образования? А ведь математика язык наук, причем не только естественных, но и гуманитарных! Получается, ее базовый уровень еще не найден.
Включать ли минимум содержания образования в стандарт – вопрос спорный. При компетентностном подходе содержание не должно быть жестко регламентировано, потому что в этом случае важен не изучаемый материал, а развитие у школьников определенных компетентностей. С другой стороны, практика ЕГЭ показывает, что школа пока не готова к компетентностно-ориентированным заданиям. Для разработки КИМов ЕГЭ составляется перечень проверяемых на выходе элементов содержания, определяющий общую цель образования. По логике, пока этот перечень будет содержать элементы знаний, а не компетентностей, обязательный минимум содержания должен быть стандартизован.
В этом вопросе, думаю, нам стоит поучиться у Польши. Полякам удалось разработать систематизированный перечень основных общеучебных умений, владение которыми и проверяется в едином экзамене («матуре») начиная с младшей школы. В поль-
ской итоговой аттестации даже нет разделения на учебные предметы. У нас наиболее близок к польской модели единый госэкзамен по иностранному языку. Об эффективности польского опыта свидетельствует тот факт, что за три года Польша по результатам исследования PISA поднялась на 15 пунктов.
В стандарты образования, пожалуй, следует включить минимальные требования к материально-техническим условиям обучения (необходимое учебное оборудование). Это нужно, в частности, для того, чтобы обосновать в областной думе размер подушевых субвенций на учебные расходы при формировании регионального бюджета. Новый элемент структуры стандартов поможет нам стимулировать оптимизацию образовательной сети и развитие школьной материально-технической базы.

Вера Артегова,
главный специалист
министерства образования Свердловской области:


– 2005/06 учебный год по решению нашего министерства станет подготовительным этапом для полномасштабного введения нового
БУПа. За этот период перед школами области поставлена задача создать условия (обеспечить материально-техническую базу, подготовку кадров, учебно-методическую литературу) для введения иностранного языка и информатики во втором классе, интегрированных курсов в основной школе, профильного обучения в старших классах.
На наш взгляд, БУП 2004 года предоставляет максимум возможностей образовательным учреждениям для самостоятельной деятельности.
В базисном учебном плане Свердловской области, составленном на основе федерального БУПа 2004 года, мы объединили национально-региональный и школьный компоненты, благодаря чему увеличилось количество часов, которые школы вправе использовать по своему усмотрению, исходя из потребностей учащихся и родителей, на изучение элективных курсов, факультативов и т.д.
Однако суть проблемы, конечно, не в количестве часов, а в содержании образования. В стандартах второго поколения следует систематизировать требования к уровню подготовки учащихся. Если будет взят за основу компетентностный подход, то необходимо, чтобы он определял содержание всех образовательных областей.
В нынешних стандартах этого нет.
У нас в регионе создан временный научный коллектив под руководством Уральского государственного университета, который работает над новой редакцией национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, построенного в логике компетентностного подхода.
Это очень перспективная идея, поскольку от ее успешного воплощения зависит конечный результат образования: основное внимание уделяется не усвоению знаний, умений, навыков, а их применению в жизни, на практике.
Процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным. Что касается пересмотра структуры стандартов, то этот вопрос еще надо обсуждать.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"