Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2005

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
НАБЛЮДЕНИЯ 

Анатолий БЕРШТЕЙН

Страстное желание диалога

Каким можно стать

Не люблю, когда говорят: «Принимайте меня таким, какой я есть».
Эта расхожая агрессивно-защитная формула означает, что человеку все равно, как к нему относятся, потому что сам себя он устраивает и вполне этим доволен.
Есть еще одна распространенная точка зрения: пусть ребенок будет таким, какой он есть: естественным, без рефлексии и трудоемких изменений, в своих пределах, какие Бог дал. Таким образом, сохранится его индивидуальность. И вообще, если любишь, то и такого примешь.
Может быть и так. Но те, кто ничего не требует и ни во что не вмешивается, часто просто равнодушны. Им кажется, что раз они не провоцируют конфликта между тем, что «есть» и «должен», то и не отвечают за его последствия.
Мне ближе слова Гете, который говорил, что, принимая человека таким, каков он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать.
Собственно, воспитание и есть путь от «такого, какой есть» к «такому, каким можешь стать».

Когда тебя это касается

Люди часто равнодушны к чужому горю потому, что не представляют, как в этот момент другому человеку плохо. Им незнакомы его переживания даже окольным, ис-
кусственным путем – например, через чтение. Они вообще могут быть совсем из другого теста и не в состоянии понять, что тут особенного.
Сопереживание возможно, только если по каким-то личным, культурным ассоциациям, традициям это понятно, знакомо и родственно тебе. Вот, кстати, почему дети часто не могут понять родителей – в лучшем случае не доросли.
Говорят, самые нравственные люди на Земле – дауны. У них наивное сознание, и им неведомо, что такое выгода. Они любят искренне, а сопереживают так, что реконструируют чужую боль внутри себя и чувствуют ее как свою собственную. Вот, в том числе, почему пребывание этих людей в среде так называемых полноценных необходимо для того, чтобы общество стало добрее и лучше.

Скука и тоска

Когда человек читает хорошую книгу от скуки – жалко: ведь скука бесплодна и предназначена для убийства времени.
«Я скучал по тебе…» – очень популярный пассаж из мелодраматического фильма. Значительно реже: «Я тосковал по тебе…» Но разница на самом деле существенная. В первом случае: хотелось тобой заполнить пустоту. Во втором: я думал не о себе, а о тебе и ждал тебя, потому что нуждался в тебе.
Скука неразборчива («Мне скучно, бес» – и давай корабли топить), тоска очень прихотлива. Скука – зуд тела. Тоска – работа души. Скука не знает, куда себя девать, – у нее мало потребностей.
Скучать нельзя, если ты занят суетой. Тоска же не лечится заполнением рабочего графика и требует жизненного пространства.
Скука поверхностна. Тоска глубока. Скука – монолог с самим собой. Тоска – страстное желание диалога. В итоге тот, кому скучно, перестает ощущать жизнь. «А тоска – это стремление, это жажда воды и полета, свободы и другого человека, задушевного друга, духовника, советчика, желание, чтобы нашелся кто-то, кто бы поучаствовал, принял исповедь, сочувственно выслушал жалобы» – так говорил Януш Корчак.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru