Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №49/2005

Первая тетрадь. Политика образования


НАКАНУНЕ ПЕДСОВЕТА 

Реструктуризация: минусов больше, чем плюсов

Наш обозреватель Ольга ДАШКОВСКАЯ беседует с Мариной ГУРЬЯНОВОЙ, заместителем директора Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО

Мы продолжаем серию интервью с ведущими экспертами по вопросам, которые Министерство образования и науки вынесло на обсуждение учительской общественности на традиционных августовских педсоветах.

– Как вы оцениваете итоги эксперимента по реструктуризации сельской школы, завершившегося в 2004 году?
– Если говорить о количественных показателях, сократилось число начальных и основных школ. Несколько увеличилось количество средних школ, но не за счет строительства новых, а за счет укрупнения существующих. По данным Росгоскомстата, в период с 1995 по 2004 год общеобразовательных учреждений в сельской местности России стало на шесть тысяч меньше.
Качественные показатели делятся на позитивные и негативные. Начнем с хорошего.
Большинство из восемнадцати регионов, участвующих в эксперименте, худо-бедно, но улучшили материально-техническое обеспечение школ, учебно-методическую базу, получили современное оборудование и мебель. В некоторых регионах отремонтировали дороги, закупили автобусы. Во многих местах стали проектировать модели сельских школ, отвечающих условиям конкретной территории.
Но при этом практически отсутствуют сведения, что произошло с качеством образования после укрупнения школ, как изменились кадровая политика, финансирование. Предложенные для массовой практики модели реструктуризации не проанализированы с позиции здоровьесберегающих технологий, соблюдения прав детей. Наши исследования 2005 года показывают, что сельские педагоги в целом реструктуризации не одобряют.

В правительственном постановлении № 871 представлены два варианта реструктуризации.
Первый – укрупнение сельских школ, создание ресурсных центров, подвоз учащихся, устройство пришкольных интернатов.
Второй – сохранение действующей школьной сети, ее развитие за счет создания новых моделей, внедрение новой системы финансирования

– Насколько оправданна реструктуризация и каковы ее истинные мотивы?
– Бесспорно, идея продиктована самой жизнью: демографический кризис, хроническое недофинансирование, низкая заработная плата учителей, в связи с этим – отток кадров...
Однако есть весомые основания полагать, что истинные цели реструктуризации были другими. Речь идет о том, чтобы через реструктуризацию сети сельских школ сократить число деградирующих деревень, содержать которые муниципальным образованиям из-за дефицита бюджетных средств становится все труднее.
Фактически же решение важнейшей социально-экономической проблемы зависело от воли глав администраций. Некоторые из них восприняли постановление как сигнал для закрытия малочисленных школ...
– Расскажите подробнее о негативных последствиях закрытия школ.
– Увеличилось число случаев, когда дети оказались «вне образования». Это происходило по разным причинам. Например, школу закрывали, а подвоз к ресурсному центру не обеспечивали. Из-за плохих дорог и отсутствия регулярного транспорта дети не могли самостоятельно добраться до места занятий. Или: многие отказывались жить в пришкольных интернатах, не желая расставаться с родителями. Наконец, семьям с детьми предлагали переехать из неперспективного села в другой населенный пункт, но у людей не было средств на смену места жительства.
– Одна из ключевых идей реструктуризации – укрупнение сельских школ, создание ресурсных центров и реализация программы «Школьный автобус». Как эти идеи воплощаются на практике?
– Сам факт реализации программы «Школьный автобус» бесспорно положителен. Подвоз учащихся из населенных пунктов – разбросанных, отдаленных от школы – серьезная проблема сельского образования. Но как это ни парадоксально, наши подсчеты показали, что закрытие сельской школы неэкономично, потому что затраты на покупку автобусов, бензина и на другие сопутствующие нужды гораздо больше.
Что же касается крупных ресурсных центров, то в некоторых случаях они не оправдали надежд, связанных с повышением качества образования.
Одна из причин в том, что учитель малокомплектной школы имел возможность индивидуально работать с детьми. Кроме того, выяснилось, что даже базовая сельская школа порой заметно проигрывает городской по материально-техническому оснащению, кадровому составу. Не случайно в Перевозском районе Нижегородской области мы узнали, что родители предпочитают отдавать своих детей не в ближайшую сельскую, а в городскую школу.
– Так, может быть, в этом естественное решение проблемы?
– Сельская среда – самая благополучная для жизнедеятельности человека, и если там будут созданы нормальные социальные условия для быта, труда, для самореализации личности, то более 20% выпускников сельских школ останутся жить и работать на селе. Общество и государство в перспективе получат крепкую семью, будет решена демографическая проблема, и не придется закрывать сельские школы.
– Но это завтра. А что делать сегодня для сохранения сельской школы, особенно в Сибири, Якутии, на Дальнем Востоке, где программа «Школьный автобус» со всеми ее достоинствами и недостатками не может быть реализована из-за огромных расстояний между населенными пунктами и сложных климатических условий?
– Наш институт предложил очень продуктивную модель: «Начальная школа – детский сад – учительский дом», когда педагог проводит занятия у себя дома. Или: школы с группами круглосуточного пребывания детей, позволяющие временно изолировать детей от неблагополучных родителей (на селе таких все больше и больше). Педагоги эти идеи горячо поддержали, стали использовать в работе.
Проблема в том, что мы сегодня не имеем добротной нормативной базы. Нет положений о базовой опорной школе, об общеобразовательном учреждении «школа – детский сад». Есть документ об учреждении «начальная школа – детский сад», но этого недостаточно. Есть колоссальная потребность в таком учреждении, как «основная (или средняя) школа – детский сад».
Но Минюст считает нецелесообразным утверждение новых положений. А нововведения так и остаются на бумаге…

В постановлении прописано, что начальные школы следует сохранять, независимо от численности и состава.
Под реструктуризацию попадают основные школы, в которых обучается менее 40 детей, а их в России сегодня 2859.
Учреждения среднего (полного) образования, где школьников меньше ста, преобразуются в 9-летку. В России таких школ 3093

– Насколько верно утверждение о том, что пока стоит школа – живет село?
– Исследования института показали, что наличие школы в сотнях тысяч малых деревень России рассматривается как факт присутствия государства в жизни людей. И ликвидация школы, даже малочисленной, финансово-затратной, воспринимается людьми не иначе как брошенность села на произвол судьбы.
– Как вы оцениваете моральное самочувствие сельских учителей, которые, согласно вашим исследованиям, с тревогой восприняли процессы реструктуризации малокомплектных школ?
– Педагоги обеспокоены деградацией села, падением культурного уровня деревенских жителей. Но их профессиональный уровень достаточно высок. На вопрос: «В каком состоянии находится система образования: кризиса, упадка или поиска новых решений?» – большинство респондентов выбрали последний вариант.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru