Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Автоэксперт». Компания «Автоэксперт» предоставляет профессиональные услуги срочного выкупа автомобилей в Москве и Московской области. Автовыкуп от компании «Автоэксперт» - это возможность быстро и безопасно продать Ваше авто. Индивидуальный подход к каждому клиенту, большой опыт работы, пунктуальность и высокая квалификация специалистов компании обеспечивают выполнение услуг соответствующих самым строгим стандартам качества и надежности. Узнать больше о предложении компании «Автоэксперт» и отправить онлайн заявку на скупку автомобиля можно на сайте http://vikupaem-auto.ru

НАУЧНЫЙ ФАКТ 
ТЕХНОЛОГИИ 

А.ВОЛКОВ

Давайте полетаем

Что получится, если скрестить автомобиль с самолетом?

«Считается, что об этих оголтелых автомобилистах рассказывать нечего… В самом деле, пробки на дорогах – любопытное зрелище, но не более», – написал один умник. Поискать бы его. Оглянуться в автомобиле, безнадежно застрявшем на Профсоюзной; посмотреть на машины, третий час стоящие на МКАД. Может быть, в одном из «пежо» под Ясеневом и сидит этот «арбитр зрелищ», оценивая меру интереса то ли в часах, то ли уже в сутках. И впереди – та же беспросветная стена. По Ленинградке, Кутузовскому или Рублевке каждая пядь асфальта заставлена участниками этого любопытного спектакля. И пешеходы давно не смеются. Автомобили заняли большую часть тротуара, намертво встали на перекрестках. Есть ли выход в том тупике, в котором мы оказались? Так ведь хочется порой нажать кнопку, как Джеймс Бонд, и улететь ко всем чертям! Может, лет через тридцать такими кнопками и будут пощелкивать наши дети…
Случалось и прежде, что какой-нибудь умелец пытался скрестить, например, автомобиль с вертолетом. Но из этой затеи ничего не получалось. Подобный транспорт функционировал только в кино.
Однако с недавних пор ряды самозваных «кулибиных» пополнили сотрудники респектабельных организаций – фирмы «Боинг» и НАСА. Здесь задались целью стать монополистами на несуществующем пока рынке – рынке частного городского воздушного сообщения.
По словам менеджера «Боинга» Линн Уэнберг, «мы хотим разработать летающий автомобиль, который стоил бы столько же, сколько хороший автомобиль, которым было бы легко управлять в полете, который был бы прост в обслуживании, передвигался почти бесшумно и потреблял мало топлива».
В НАСА намечено решать эту проблему поэтапно. В ближайшие пять лет здесь собираются создать частный самолет стоимостью около ста тысяч долларов. Система управления им должна быть такой же удобной, как в автомобиле. Через десять лет руководители НАСА обещают продемонстрировать летательный аппарат, на котором после посадки можно добираться до гаража прямо по улицам города. Наконец, к 2020 году появится миниатюрный самолет с вертикальным взлетом и посадкой – самолет, способный не только летать, но и мчаться по шоссе, как автомобиль. Говоря иными словами, вы едете на такой машине, сколько хотите, а попав в пробку, нажимаете кнопку вертикального взлета…
Насколько реальны эти обещания? По отзывам экспертов, лишь через четверть века в продажу поступят первые экспериментальные модели летающих авто. Ведь «автолет» соединяет в себе не только достоинства двух разных видов транспорта, но и их недостатки. Только представьте себе: пьяный за штурвалом. Это гораздо опаснее пьяного за рулем. Рой «автолетов» над головой многим отнюдь не кажется верным способом разрешить наши транспортные проблемы.
Возможно, летающим автомобилям придется курсировать на специальных трассах, оборудованных компьютерными системами. При наличии автопилота управлять таким транспортом можно будет и не имея удостоверения летчика. Надо лишь ввести в программу компьютера конечный пункт маршрута, и машина сама доставит пассажира к цели. Когда техника будет функционировать подобным образом, на нее появится спрос.
Конструкторы фирмы «Боинг» сейчас уделяют особое внимание системам управления «автолетами». Надо обеспечить надежную навигацию, что очень сложно, и избежать столкновений и пробок на воздушных «шоссе». Между прочим, прогнозы показывают, что в небе скоро будет едва ли свободнее, чем на земле: к 2020 году объем воздушных перевозок возрастет в три раза. Так что остаются вопросы, вопросы…
История создания летающего автомобиля – это долгая череда неудач, хотя еще в 1940 году Генри Форд сказал, что будущее за автомобилями, способными летать. Не пройдет и восьми лет, обещал он, и автомобили полетят сквозь чащу мегаполисов, устремляясь вслед за птицами.
В 1940 году советский авиаконструктор О.К.Антонов пытался спроектировать даже... летающий танк Т-60. Его планировалось сбрасывать с тяжелого бомбардировщика за линию фронта.
В 1942 году австрийский инженер Рауль Хафнер, живший в эмиграции в Англии, попробовал оборудовать воздушным винтом джип. Самолет брал машину на буксир, и, разогнавшись, она взлетала. Однако первые же испытания кончились неудачей. Джип спикировал наземь и разбился.
В первые послевоенные годы американский инженер Мултон Тейлор разработал «аэрокар» – самую удачную пока модель летающего автомобиля. Это была обычная машина, к которой по прибытии на аэродром пристыковывали крылья и пропеллер (их везли на прицепе). В одиночку можно было переоборудовать автомобиль в самолет всего за несколько минут. На шоссе машина развивала скорость до 113 километров в час, в воздухе – 200 километров в час, поднимаясь в высоту на 3600 метров. После заправки машины дальность ее полета составляла 800 километров, а дальность поездки – 480 километров. Однако Тейлору так и не удалось наладить серийное производство «аэрокара». Было построено всего пять экземпляров. В общей сложности они провели в воздухе около пяти тысяч часов.
Наконец, в 1989 году другой американский инженер, Пол Моллер, создал двухместный аппарат «М200», а несколько лет назад – четырехместный аппарат «М400 Скайкар». Для последней модели не требуется взлетной полосы. Машина может взлетать и садиться вертикально. Однако для этого ее пришлось оборудовать двигателем мощностью 1000 лошадиных сил. По сообщению Моллера, «Скайкар» готов развивать скорость в воздухе до 600 километров в час и подниматься в высоту на 9000 метров. Таковы расчетные данные. Впечатляет и стоимость машины: от 500 тысяч до миллиона долларов. Впрочем, при серийном производстве цена может снизиться до 60–80 тысяч долларов. Проблема только в одном: по данным на декабрь 2004 года, эта машина не совершила... ни одного испытательного полета. Она лишь парила в воздухе, будучи закрепленной на тросе.
Альтернативу летающим автомобилям предложил в 1932 году знаменитый архитектор Ле Корбюзье. По его словам, со временем должны появиться «величественные автострады» – многоярусные системы шоссе, достигающие стометровой высоты. Город будет напоминать муравейник, изрытый бесчисленными ходами. Пессимисты говорят, что со временем мы разучимся даже выглядывать из окон квартир. Что толку куда-то смотреть, когда перед домом высится многометровая стена шоссе.
Поиск альтернатив продолжается. Кто-то советует использовать для передвижений автомобилей… речные фарватеры, оборудовав машины корабельными винтами. Кто-то считает, что надо прокладывать подземные автотрассы, вроде туннелей метро. Ну а кто-то, проведя в пробке, как я, очередные три часа, мечтательно повторяет, что согласен на то, и другое, и третье. Лишь бы двигаться!

Материалы для этой страницы любезно предоставлены нам журналом “Знание – сила”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru