Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО 
 

Летняя жизнь! «Прогулки, чтенье, сон глубокий»! Заряд душевного и физического здоровья на долгий учебный год. И подспудная подготовка: что-то будет дальше, как-то повернется мой школьный сюжет? Какие новые установки дадут, что с зарплатой будет, в какую сторону дети изменились? Да, и не пора ли уже за письменный стол садиться?
И мы начинаем перемещать учебники, книги, папки, тетради, приближая к себе то, что понадобится в этом году, задвигаем подальше прошлогодний реквизит. И читаем уже не художественную литературу, а методическую. И пишем не письма, а планы. И радость уходит заранее. Работа!
Счастье самореализации, возможность самоутверждения через совместную с коллегами деятельность доступны не каждому учителю. Не в том смысле, что никто их ему не принес и не подарил, а в том, что не каждый отваживается на попытку естественным образом жить в профессии, расти, делать ее комфортным пространством своей жизни.
Речь не о тех, кто, кроме себя, никого не видит и занимает собой все пространство. О потребности большинства учителей к искреннему профессиональному разговору, пониманию, дополнению. О готовности учителя работать в творческом сообществе, о его желании и умении находиться в диалогическом пространстве и непрестанно строить его. Это ведь труднее, чем замкнуться в неприятии, отгородиться дверью класса и делать там что-то «свое». Тогда уж точно душевный комфорт придется искать на стороне.
Наш материал – о людях, ценящих профессиональный педагогический разговор. О тех, кто ведет его, учится вести или помогает ему состояться.
Людмила КОЖУРИНА

Завтра по звонку в класс

На педагогических интернет-форумах самая горячая тема – профессиональное развитие

Где только летом не встретишь Учителя, Которому Больше Всех Надо! И в московском театре, и в крымской можжевеловой роще, и в «Педкниге»… Интернет-форумы не исключение. Зачастил он туда. Строчит что-то кому-то зачем-то.
Заглянем на форум учителей Калининградской области и почитаем сообщения, оставленные на одной из двадцати его веток, на самой большой: «Профессиональное развитие педагогов».

Глупый разговор: информационный взрыв предрекает, что человек вынужден будет менять должность, специальность каждые 5–7 лет. Опыт мешает развитию. Всех, кто проработал на одном месте 15 лет, надо увольнять.
Развитие – оно всегда внутри и само.
Это как? Сам себе зубы удаляю? Нужны условия. Когда для развития учителя специально что-то создают. Администрация может направить.
Но первый-то шаг тоже был твой! Ты под этой администрацией когда-то решил работать!
Встречаю недавно свою бывшую коллегу, разговорились, спрашиваю: «А ты почему на курсы по информационным технологиям не ходишь?» Ответ: «А нас не отпускают. Говорят, мы вас выучим, а вы потом от нас уйдете».
Увы, в настоящее время сталкиваемся с тем, что педагог, развиваясь, уходит. Школа их сама вытесняет.
Система повышения квалификации по модулям очень удобна. Сам выбираешь то, что тебе нравится. Мне, например, такое тоже бы понравилось, потому что я знаю, что мне надо. Разные места, разные уклады в каждом из учреждений.
Главной формой предъявления профессиональной квалификации является владение и управление коммуникацией. Своей. И чужой.
Тезис развития заставляет поставить под сомнение прежде всего самого себя. Рука дрожит, взор тускнет, сознание меркнет. Это атрибуты развития. Не лучше ли спокойно говорить о совершенствовании, улучшении, реформировании, модернизации. Без изменения сущностных основ?
Захотел спасения через развитие? Готовься к голгофе! Разве можно так поступать с педагогом, которому завтра по звонку в класс? Разве можно его обречь на развитие и душевные травмы?
Вспоминаю ситуацию, когда предлагали мне, чтоб к нашим учителям Слободчиков приехал, курсы провел. Я сказала, хоть и боготворила Слободчикова, что из пушки по воробьям стрелять не стоит.

Случаи

Случай человека многому учит. Расскажи, что такого потрясающего, драматичного случилось в твоей профессиональной жизни, что продвинуло?
Опытом делиться? Пожалуйста! Но к развитию профессиональному это никакого отношения не имеет. Не верите?
У меня был случай хор-рошей обратной связи. Наша общественная организация (http://www.yfs.ru/) состоит в международной сети Edit.Net, и я участвовала в тренингах для тренеров. Там было много способов обратной связи, специально организованной экспертами-ведущими. Один из самых шоковых и действенных для меня – видеозапись того, как веду занятие. С последующим разбором полетов. Ух! После него у меня была мысль: никогда не посмею больше ничего вести! Оправилась потом, конечно. Но после этого тренинга “много мне открылось” и я многого не делаю. Может, кому-то покажется мелочью, но никогда в жизни, например, не скажу тем, у кого веду занятие, “мы с вами…”.
Да, и в вашем, и в моем случае обратная связь имела шоковый характер. Но мы же сами на нее пошли. Может быть, мы не ждали столь шокирующих результатов. Но мы сами пошли на риск. Важно, что объект обратной связи ее хотел получить.

Управленцы

Неграмотный управленец, тупо сидящий на одном месте, в статике рутины не понимает, что теперь устойчивость не в пирамиде, а в ротации и в динамике устойчивости быстро вращающейся юлы или волчка.
Вы говорите, ждем управленцев. А объяснить, что такое управленец, не хотите. Говорите, что раз я спрашиваю, значит, я не управленец. Но как же тогда я пойму, что такое управленец? Все-таки откуда они берутся? Как-то же ими становятся?
Да-а. На данной территории нет профессиональных управленцев, хоть это необходимо. Следовательно, их надо взращивать из тех, кто на данной территории есть.
Не нас надо развивать, а управленцев от образования. Можно, нужно и должно.
Творчески работающий в управлении чиновник должен быть немедленно уволен!

Институты общественного участия

У моей подруги супруг в школьный Попечительский совет входит. Они там добились ограничения проезда машин по дороге возле школы. Камеры наблюдения организовали. Добились вопреки городскому отделу образования, бились с чиновниками.
Общественники, науськанные и натасканные администрацией школы на привлечение ресурсов для школы!! Тупиковая ветвь попечительских, или теперь управляющих советов. Последняя попытка обосновать социальные приоритеты образования. Кухарка от образовательного ведомства, вот что это такое.
Социум – это не сборище амбициозных родительниц-налогоплательщиц, думающих, что они хоть что-то понимают в образовании, с их четвертьвековыми вымышленными представлениями о будущем своих детей. Гнать их надо на другие ветки. Пусть учатся отличать “советы” от “баранов”! Жуть!
Мнение об управляющих советах заместителя директора Департамента образовательной политики Министерства образования и науки читайте здесь:
http://www.vestnik.edu.ru или на КАП http://www.school.baltinform.ru

Интонации письменной речи

Не хотите сравнить интонации письменной речи участников ветки? А ведь дети очень восприимчивы к модальностям высказываний, которые они от взрослых слышат.
Для чего вы пришли и написали, что не будете общаться, а не просто “не стали общаться”? Почему вы не делаете, а говорите об этом, тем самым придавая противоположное сказанному?
А идите вы... на соседнюю ветку! На ветку вредных профессиональных “советов” со своими советами!
Увы, не получается в виртуале ни развивать, ни взращивать. Чуть поднажал на больное место – люди или в клинч, или в защиту, а то и вовсе с форума сбегают. А развитие – это необратимые существенные качественные изменения. Без трагедии развитие никогда не бывает, только подмена понятий.
В виртуале невозможно развивать старыми методами. Вот заходит сюда учитель и читает, что развитие – это трагедия. Пугается и уходит. Нет ничего хуже выученной беспомощности.

Почему учителя помалкивают?

А вдруг директор зайдет и меня не по нику, а по почерку вычислит?
Не дело учителя, наемного работника, обсуждать образовательную политику или критерии оценивания областных и городских управлений образования!
Правильно делает: от виртуальной болтовни к реальным совместным делам в школьном и образовательном социуме перейти непросто. Но здесь можно партнеров найти, это точно.
Ничего у нас не получается. Самарцев надо бы пригласить. Они всегда начинают с диагностики, работают с тем, что реально есть, и из этого начального состояния выводят на достижение целей.

За погодой на ветке следит администратор

У нас получается, как в “Солярисе”: “Мы не понимаем, как думает эта планета. Подействуем на нее жестким рентгеновским излучением, чтоб уничтожить ее мысли”. Если тяжело, кажется, что не для вас, ну, так это не единственная тема! Ответвление “Да-нет не говори” http://forum.baltinform.ru создается гораздо более простым языком, можно пойти туда. Написать, почитать. А если и это не подходит, свою тему может открыть любой, кто зарегистрируется. Открывайте. Или вы ждете, что кто-то придет и вас разовьет, а вы, будто слушатели в ИПК, все готовенькое сразу и “увидите”? Нет. Это не ИПК и не передаточная система.

По материалам сайта http://forum.baltinform.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru