Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ 

Светлана КИРИЛЛОВА

ЕГЭ-2005: разбор полетов

Выяснился возможный механизм завышения баллов

Завершился ЕГЭ 2005 года. 855 тысяч выпускников из 78 российских регионов получили свидетельства о сдаче ЕГЭ и разослали их по вузам. Вступительные экзамены еще идут, и о результатах зачисления мы узнаем в конце августа. Пока же организаторы анализируют итоги единого экзамена.

Единый экзамен 2005 года обещал стать самым широкомасштабным за все годы эксперимента. 855 185 школьников сдали ЕГЭ по 13 предметам. Для них в рамках июньской волны было проведено 1 628 046 тестирований.
Однако при сравнении с результатами 2004 года выяснилось, что рапортовать о повсеместной победе рано: в масштабах страны к эксперименту присоединились чуть больше ста тысяч выпускников. Рост числа участников ЕГЭ замедлился.
Зато желающих сдавать ЕГЭ по некоторым предметам в сравнении с 2004 годом поубавилось.
Шесть тысяч выпускников (5926 человек) решили не сдавать ЕГЭ по биологии. Почти три тысячи (2949 человек) отказались от ЕГЭ по физике. Число участников экзамена по химии по сравнению с 2004 годом сократилось на 2,4%, по английскому языку – на 13,4 %.
Прирастание участников ЕГЭ в 2005 году произошло в основном за счет экзамена по русскому языку. Причина популярности этого экзамена проста: вузы Москвы и Санкт-Петербурга объявили, что засчитывают результаты ЕГЭ по русскому.
Результат: в республиках Чувашии и Марий Эл 25% учащихся получили «отлично» по русскому языку. В Кировской области – 24%, в Карачаево-Черкесии и в Москве – 20%.
Кажется, руководители образования доказали, что могут найти выход из любой затруднительной ситуации. Такого количества отличников, как на ЕГЭ нынешнего года, не наблюдалось даже при традиционной итоговой аттестации.
Здесь необходимо напомнить, как формируются тесты. Разработчики составляют КИМы для ЕГЭ таким образом, чтобы средний тестовый балл всегда равнялся 50. Когда ЕГЭ сдает небольшая группа хорошо подготовленных выпускников, их средний балл может подняться до 65–75. Это свидетельствует, что вся группа знает предмет на «4» и «5».
Если же ЕГЭ проводится в больших группах (три–пять тысяч человек), отклонение от среднего балла не может превышать пяти пунктов. Нормальный региональный средний балл – от 45 до 55.
Однако в Башкирии, где ЕГЭ по математике в 2005 году сдавали свыше десяти тысяч человек, средний тестовый балл подскочил до 67,2. Поэтому почти треть башкирских выпускников 2005 года получили пятерки на ЕГЭ по математике. (На общероссийском уровне пятерок по этому предмету удостоились только 6,9% участников ЕГЭ.)
В Воронежской области, где математику сдавали 9534 выпускника, пятерками по этому предмету могут похвастаться 21% участников ЕГЭ. В Московской области – 17,9%, в Новосибирской – 16,8%.
Доля отличников по алгебре еще выше: в Башкортостане – 40%, в Воронежской области – 30%.
Почти четыре тысячи участников пришли на ЕГЭ по физике в Башкортостане. И 27,6 % из них получили пятерки. В Воронежской области, если верить баллам ЕГЭ, на высочайшем уровне освоили химию и биологию – 28 и 27% пятерок.
Вот уже несколько лет специалисты обсуждают вопрос: какова технология завышения среднего балла в масштабах региона?
Первая гипотеза: завышение идет за счет части С, которую выпускникам помогают решить нелегально приглашенные на ЕГЭ педагоги-предметники.
Данные ЕГЭ 2005 года изменили это представление. По статистике большая часть участвовавших в ЕГЭ школьников к части С даже не приступали.
По числу «отказников» от части С на ЕГЭ по математике лидируют Дагестан (94%), Таймырский и Чукотский автономные округа, Омская область (свыше 89%).
Однако в регионах с высоким средним баллом беспрецедентно много отказов от решения заданий части С.
В Башкирии, которая может похвастаться 30% отличников по математике, 27% выпускников получили 0 за часть С. В Воронежской области, где 21% участников ЕГЭ получили «отлично» на экзамене по математике, 42% учащихся сдали работу без части С. 50% выпускников успешной Новосибирской области тоже отказались решать часть С по математике. В Московской области, где почти 18% ребят получили за ЕГЭ по математике «отлично», 47% участников не приступали к части С.
Любой создатель тестов и специалист по педагогическим измерениям подтвердят, что такого не бывает.
Эксперты предположили, что за резкое завышение баллов в масштабе региона несут ответственность части А и В.
Натаскать на правильные ответы части С невозможно: это признают большинство педагогов. Совсем другое дело – вопросы части В, которые к тому же приносят школьникам больше баллов, чем правильно решенная часть А.
При сравнении первичных баллов 2004 и 2005 годов выяснилось: в регионах, показавших наивысшие баллы на ЕГЭ 2005 года, на порядок увеличилось количество верных ответов на вопросы части В.
Кое-где на вопросы части В отвечали в четыре раза лучше, чем в прошлом году.
Замечательный пример дает Республика Тыва, где руководители образования за год провели суровую работу над ошибками. В 2004 году средний тестовый балл по математике у тывинцев был одним из самых низких по стране – 42,3.
В 2005 году тывинские школьники с таким блеском выполнили задания ЕГЭ, что их средний балл оказался 59. В пять раз больше выпускников в республике дали верные ответы на суперсложные задания части С, в четыре раза – на задания части В, примерно в полтора раза – на задания части А.
Принцип очевиден. Двоечников в области может быть сколько угодно. Но честь региона зависит от части В. И ее надо оберегать.
В каждом регионе часть В оберегают по-разному. Первый способ – работа с тестами прошлых лет. В них включено много похожих заданий. Простой пример: 20% КИМов 2005 года по русскому языку было взято разработчиками из тестов 2004 года.
Организаторы ЕГЭ в регионах обнаружили безошибочный способ повысить баллы за часть В.
Все субъекты РФ заказывают КИМы для ЕГЭ в избытке. Так, в этом году 78 регионов затребовали свыше двух миллионов индивидуальных пакетов с заданиями ЕГЭ. Из них на ЕГЭ были использованы только 1 628 046 пакетов.
На каждом всероссийском совещании, посвященном итогам июньской волны ЕГЭ, куратор эксперимента Виктор Болотов внушал представителям субъектов РФ, что им надо умерить аппетиты в деле заказа КИМов. Однако руководители образования явно не хотят терять привилегию на заказ лишних пакетов.
Почему? После нескольких представителей регионов эксперты предположили следующий вариант развития событий.
Задания ЕГЭ доставляются службой «Гарант-Пост» в региональные и республиканские управления образования за 7–8 дней до начала экзамена. Скорее всего там лишние пакеты вскрываются и раздаются команде решальщиков. Команда не только отвечает на вопросы всех заданий, содержащихся в присланных вариантах ЕГЭ: это было бы слишком просто. На основе присланных КИМов опытные методисты составляют тесты-аналоги, максимально похожие на те, что пришли в регион. Тесты-аналоги размножаются и рассылаются по школам. За один-два дня до ЕГЭ учителя собирают школьников и подробно разбирают с ними присланные КИМы. На ЕГЭ выпускники обнаруживают, что задания тестов очень похожи на те, что они вчера разобрали с учителем. Поэтому троечники становятся хорошистами, хорошисты – отличниками, а регион – лучшим по математике или по русскому языку.
Правда, двоечников при такой системе не будет меньше.
Но похоже, это волнует руководителей образования в последнюю очередь.

Продолжение рассказа об уроках ЕГЭ 2005 года читайте в следующем номере


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru