Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ

«Медаль не может быть пропуском в вуз»
Так считает человек, получивший в 1945 году школьное золото № 000001

Сейчас в российском обществе по-разному относятся к школьным медалям. То ли сохранить, то ли отменить… Сами медалисты, как правило, голосуют за первое.
А летом 1945-го по стране словно пронесся салют из школьного золота и серебра. Так страна отметила нелегкий труд детей, которые учились в войну.
Золотая медаль № 000001 досталась выпускнику московской школы № 110 Евгению Щукину. Впоследствии Евгений Дмитриевич окончил с отличием физфак МГУ, стал профессором, заведующим кафедрой Московского университета, был удостоен Ленинской премии, избран академиком Российской академии образования, Шведской Королевской академии и Национальной инженерной академии США. Сейчас Е.Д.Щукин живет в американском Балтиморе. Читает лекции в России и США.

– В 110-й школе мне показали копию самой первой вашей грамоты, полученной в последние дни войны за первое место в общемос-
ковской математической олимпиаде. Три важные награды: грамота, золотая медаль по окончании школы, медаль лауреата Ленинской премии – что из них обрадовало вас больше?
– Разный возраст, разные интересы, разные эмоции. Но, может быть, на первом месте все же грамота за математическую олимпиаду. Наверное, потому, что она более других зависела от меня, от моих усилий.
…Я хотел бы сказать о сорок пятом годе. Мы рано стали взрослыми. И потому так гордились своими успехами, что всей своей учебой, всем своим трудом чувствовали себя сопричастными великой победе. Все тогда – старшие, младшие, прошедшие фронт, участвовавшие в трудовом фронте – жили искренней надеждой на обновленное будущее. Это судьба поколения, нашего поколения.

– Судя по всей вашей жизни, вы кроме таланта отличаетесь еще и громадным трудолюбием. Это ваша врожденная черта или вас так воспитали?
– Моя мама меня не заставляла, не поощряла и не наказывала.
Я прожил жизнь со своими трудностями, как и мои сверстники. Никогда наша семья не требовала «всё и сейчас» без труда. Я умел и любил работать. В большом и малом. До завершения, до результата. И конечно же все это неотделимо от интереса к делу, что в свою очередь связано со способностями. В Академии педагогических наук (сейчас – Российская академия образования) одной из моих постоянных тем, дискуссий и публикаций было «Воспитание воли в труде». Способности человека очень индивидуальны. Способности стимулируют интерес и активное отношение к труду, удовлетворение в труде. А труд – это реализация способностей. Они неразделимы.

– У каждого из нас есть важнейшие переломные моменты в жизни, когда приходится выбирать и неминуемо принимать решение…
– Трудно ответить, что было решением твоей воли, а что обуславливалось обстоятельствами. После окончания школы я должен был выбрать, по какой специальности буду учиться дальше. Выбор был такой: математика или физика. До июля 45-го это была математика. А когда я подавал заявление в университет, то подал все-таки на физический факультет. Выбрал физику отчасти потому, что физик живет реальной инженерной жизнью. Это более инженерная, креативная, творческая наука.

– Часто приходится слышать о том, что наше фундаментальное университетское образование было «слишком фундаментальным», а оттого оторванным от практики. Как вы полагаете: эта самая знаменитая фундаментальность образования в МГУ помогла вам в жизни или, напротив, заставила тратить силы на то, что потом никогда в вашей практической работе не пригодилось?
– Мне приходилось и в России, и в Америке говорить о преимуществах и недостатках российского и американского образования. По моему мнению, российское, как и немецкое, образование более системно и часто избыточно. В Америке больше свободы выбора. И, как следствие, образование часто фрагментарно. Вот вам и плюсы, и минусы. Необходим баланс, который не может быть определен волевыми решениями сверху. И при этом пропорции не могут быть унитарны. Они требуют конкретного решения для конкретной личности учащегося, как школьника, так и студента. И ребенок, и студент – личности. Личности не могут поддаваться унитарным нормам.

– Немало разговоров сегодня идет о том, что медали в школе учителя могут «натягивать», что следует отменить их роль при поступлении в вузы, то есть фактически обесценить. Для чего нужна человеку и обществу эта награда и нужна ли вообще?
– Что касается меня, полагаю, что медаль может быть достойной наградой, но не может быть пропуском в вуз. В том числе когда недостает объективности при ее присуждении. В Америке нет общих наград, но есть конкурс аттестатов плюс собеседование. Но эти оценки в аттестате как бы помножаются на уровень учебного заведения, выдавшего аттестат. Конечно, тут есть существенное социальное неравенство – в какой школе ты учился и в каком университете будешь учиться. У нас в России нужно стараться соблюдать баланс – в том смысле, как учитывать медаль.

Беседовала
Татьяна САНИНА

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru