Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N48 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Юрий ЛИСТОПАДОВ,
директор лагеря «Робинзон»
Шуя, Ивановская область

…Или посторонним вход воспрещен

Организовать хороший летний лагерь ничуть не проще, чем школу

Июнь. Последний месяц работы, когда многие педагоги разъезжаются поработать в детские лагеря. Кто-то дотягивает последние рабочие дни в школьном лагере.
А кто-то смелый собрал ребят и попробовал устроить палаточный лагерь, ибо воспоминания о своем пионерском детстве вызывают тихую тоску. И из-за того, что учебный год окончен, вокруг зелень и солнце, а детей наконец-то не нужно учить чему-то обязательно школьному, кажется, что от строгих законов педагогики можно немножко отдохнуть. Педагогические цели, средства, результаты… Оказывается, в детском лагере нельзя ими пренебрегать. Иначе получится тот же самый унылый профсоюзный лагерь.

Пансионат или казарма?

Любой летний лагерь можно рассматривать как образовательную систему: там собираются ребята и взрослые, вольно или невольно преследующие некоторую педагогическую цель.
К сожалению, возможности лагеря как образовательной системы используются довольно редко, и обычно его рассматривают как своеобразный детский дом отдыха, а задачи “педагогического персонала” (очень точный термин в данном случае) сводят к надзору за детьми и время от времени к участию в “культурно-массовых мероприятиях”.
При этом в организации детской жизни, даже ориентированной на одну формально провозглашаемую цель – дать отдохнуть и оздоровиться, – могут существовать самые разные системы.
Школа – камера хранения:
подразумевает полное перенесение традиционно школьных отношений учитель – ученик на новую территорию. По этому принципу строились отношения в большинстве лагерей, большую часть педагогов составляли учителя школ, вожатые же, как правило, студенты или производственники, были исполнителями. Реальная педагогическая цель в таком лагере состоит в том, чтобы обеспечить сохранность детей, оградить от дурного влияния и возможности правонарушения, закрепить стандарты поведения, провозглашаемые в обществе, укрепить здоровье. Способы достижения целей – те же, что и в школе: жесткое структурирование времени, полная подчиненность детей педагогам, ответственность за все возложена на взрослых. Отсутствие уроков компенсируется иными заданными ситуациями в четкой последовательности в соответствии с распорядком дня: зарядкой, линейкой, строем в столовую и из столовой.
Дети, как и в школе, попадают в ситуацию, когда вся их деятельность определена свыше и им предлагается следовать установленным нормам. Правда, добиться полного выполнения требований трудно даже в условиях реальной школы, а тем более в лагере.
Пансионат –
более щадящая система, более или менее соответствующая понятию “детский дом отдыха”, когда дети в лагере находятся под присмотром, но без постоянного давления, имеют право выбора, не обременены повинностями, а отношения между педагогами и детьми напоминают отношения гувернера и воспитанника, а не учителя с учеником.
Цель “пансионата” – релаксация ребенка, восстановление физических и психических сил.
Способы достижения целей – ненавязчивое предоставление различных возможностей, минимизация давления, даже в вопросах питания возможен заказ блюд или шведский стол.
Дети могут строить свой день в соответствии со своими потребностями в рамках режима. При этом, однако, они координируют свои действия с педагогом и действуют согласованно – отрядом. Например, они могут пойти на общелагерное шоу, или провести свой отрядный “огонек”, или пойти отрядом полюбоваться на лунную морскую дорожку, но не позднее 24.00 обязаны находиться на местах.
Педагоги исполняют роль информаторов и координаторов, помощников и наставников, при этом приоритет работы – отряд в целом.
Дача –
модель сравнительно новая для официальных российских лагерей, хотя использовавшаяся неформальными семейными лагерями довольно давно. Здесь ребенок вообще практически волен в своих действиях за исключением некоторых режимных рамок: сна, еды, территории передвижения. Воспитатели играют роль любящих родителей, которые стремятся оздоровить детей и дать им новые впечатления. Дача характеризуется патриархально-семейным укладом. Она близка к пансионату, но ориентирована не на отряд, а на индивидуального ребенка.
Тусовка –
это, так сказать, огрубленная дача: здесь дети уже могут вообще не воспринимать “родителей”-педагогов, а основой жизни является неформальное общение, при этом могут культивироваться “балдеж под музыку”, курение, употребление алкоголя и другие увлечения молодежной субкультуры.
Впрочем, могут быть тусовки и положительно ориентированные, при этом обычно педагоги занимают место в этой тусовке на правах старшего товарища.
Есть еще одна легковоплотимая, но крайне опасная концепция детского лагеря –
“Казарма”.
Это предельная форма “школы”, которая может воплотиться, например, в военно-полевые сборы для старшеклассников, но в очень ограниченных дозах.
Лагерь может быть построен и иначе, например, как сбор или слет.
Слет –
концепция лагеря “малых групп”, где обычно присутствуют делегации детей со своими постоянными руководителями, – это зачастую постоянные коллективы. Они показывают себя и смотрят других, оставаясь автономной единицей. Наиболее типичный пример – туристические слеты.
Педагогическая цель слета обычно состоит в развитии интереса ребят к определенному виду деятельности. Для этого, собственно, и организуется интенсивное общение между ребятами и педагогами, состязания, творческие лаборатории, обучающие тренинги.
Участники – обычно отобранные ребята, уже проявившие интерес к тому виду деятельности, который профилирует на слете.
Сбор –
одна из наиболее продуктивных концепций организации лагеря, в котором педагоги представляют собой сплоченный коллектив, владеют технологиями выращивания детского коллектива, ставят перед собой задачу раскрепощения и развития детей, выстраивают отношения на принципах внимательного отношения к личности каждого участника лагеря – и взрослого, и ребенка. Сборы строятся на очень интенсивной и разнообразной деятельности и постоянной рефлексии.
Кстати, вид лагеря и его концепция, вообще говоря, никак не сопрягаются. Например, мне доводилось встречать лагеря комсомольского актива, работающие по всем вышеперечисленным концепциям. Другой пример – скаутские лагеря, которые тоже использовали эти концепции.

Как избежать разочарования

Организуя лагерь, нужно прежде всего определить свои педагогические цели. Выяснить, разделяют ли их остальные участники – разные группы педагогов, персонал, родители, дети. И решить, возможно ли их достижение именно в этом лагере. Ибо если воображаемые и реальные цели будут далеки друг от друга, лагерь окажется неуспешным и всех его участников неизбежно ожидает разочарование.
При определении целей нужно помнить, что жизнь лагеря многослойна и он так или иначе выполняет функции разных уровней: 1) влияет на ценности, стиль поведения, нравственные принципы участников; 2) предлагает разные модели межличностного общения; 3) дает возможность освоить новые знания, умения, навыки; 4) предоставляет опыт жизни в недомашних условиях; 5) обеспечивает первичные жизненные потребности (еда, сон, медицинская помощь и т.д.).
Любой лагерь реализует функции всех уровней независимо от того, какие из них осознает руководство.
Наиболее очевидны функции нижних уровней, поэтому родители в первую очередь интересуются именно бытовыми условиями, распорядком дня лагеря. Однако опыт пребывания в лагере может оказать очень заметное влияние и на самооценку ребенка, его представления о жизни, стиль общения. Эти изменения будут тем заметнее, чем больше атмосфера лагеря отличается от привычной для ребенка среды.
Возникают вопросы: хорошо это или плохо? чем обернется в конечном итоге? имеет ли право руководство лагеря вообще предпринимать целенаправленное воздействие в столь тонких сферах?
Простых ответов на эти вопросы, пожалуй, не существует.
Отметим только, что те же самые вопросы возникают и в том случае, если руководство лагеря не предпринимает целенаправленного воздействия и эти функции реализуются стихийно.
Это происходит в рамках моделей поведения всех участников лагеря в повседневной жизни. При этом вполне понятно, что чем проще модели, тем легче они реализуются.
Вот несколько примеров реально существующих типов лагерей в соответствии с уровнем осознанных педагогических целей.
Нижний уровень:
обеспечение первичных физиологических потребностей (питание, сон, медицинская помощь, туалет) и нахождение детей в определенном месте определенное время под контролем взрослых людей.
Тип лагеря – “Камера хранения”.
Типичный пример – пришкольный городской лагерь.
Второй уровень:
к целям нижнего уровня добавляется приучение к исполнению определенных бытовых действий в условиях лагеря (подъем, умывание и т.д.)
Тип лагеря – “Дом отдыха”.
Типичный пример – стационарный загородный профсоюзный лагерь.
Третий уровень:
освоение новых знаний, умений и навыков.
Тип лагеря – “Образовательный центр”.
Типичный пример – профильный лагерь «Юный художник (математик и т.д.)».
Четвертый уровень:
ориентация на определенную роль в реальной жизни и закрепление определенной модели межличностного общения детей между собой и детей со взрослыми.
Тип лагеря – “Тренинговый центр”.
Типичный пример – военно-полевые сборы старшеклассников.
Пятый уровень:
Влияние на мировоззренческую позицию.
Тип лагеря – “Центр подготовки”.
Типичный пример – лагеря общественных, религиозных, политических объединений с выработанной идеологией и методикой работы.
Вполне понятно, что функции нижних уровней не должны упускаться из виду организаторами лагерей с высоким уровнем целеполагания. Более того, организация питания, например, может существенно влиять и на нравственные установки участников лагеря.
Мы не утверждаем приоритет любого лагеря типа “Тренинговый центр” над, например, любым “Домом отдыха”, поскольку в ином “Доме отдыха” за счет подбора персонала и детей стихийно складывается чрезвычайно благо-
приятный стиль отношений, а “Тренинговый центр” может быть организован тоталитарной сектой или уголовниками.

Главное, чтобы человек был хороший

Максимально просчитанный уровень целей обеспечит наибольшую успешность именно вашего лагеря. Позволит избежать и ненужных разочарований (типичных, например, для лагерей комсомольского актива, когда ставили заведомо невыполнимую цель: путем обучения актива привести в соответствие с идеальными представлениями комсомольскую работу во всех школах), и излишней самоуспокоенности (когда все накормлены до отвала, каждый вечер – дискотека и дети – внешне – дисциплинированны, а в лагере царит дедовщина).
При организации лагеря дело осложняется тем, что крайне трудно оценить достижение результата: вы с формальной точки зрения можете полностью реализовать свои устремления в ходе лагерной смены, а по ее окончании ваши воспитанники такое вдруг устроят...
Поэтому при проектировании целей лагеря есть смысл формулировать программу-максимум и программу-минимум.
При этом, конечно, необходимо стремиться к максимуму, но не воспринимать как катастрофу и более скромные – промежуточные – результаты. Любой результат приближает вас к достижению главной цели.
Рассмотрим это на примере.
Предположим, вы страстный сторонник такой идеи: “Интернет способен решить множество образовательных и воспитательных проблем в обществе при грамотно выстроенной системе интернет-образования” – и хотите создать лагерь, который будет способствовать созданию именно такой грамотно выстроенной системы интернет-образования в вашем регионе. То есть готовить единомышленников (назовем их интернетовцами) и способствовать созданию материальной базы.
Это цель лагеря.
В принципе при наличии технической возможности подключиться к Интернету данная задача выполнима.
Для начала реализации проекта – по минимуму – необходимо несколько компьютеров, помещение для работы и оплаченное время работы в Интернете. Это вы обеспечили.
Настоящего интернетовца с точки зрения идеи характеризует стремление работать в создаваемой вами системе интернет-образования (то есть просвещать всех окружающих).
Таким образом, для интернетовца в идеале необходимы: убежденность в особой миссии интернет-образования; альтруистическая направленность; навыки педагогической работы; владение сетевыми технологиями; организаторские умения.
Следующий шаг: собрав своих друзей, близких вам по духу, увлечь их идеей, обучить сетевым технологиям и вовлечь в работу.
После этого нужно приниматься за отбор ребят.
В нашем случае оптимально, чтобы кандидаты еще до лагеря максимально соответствовали облику идеального интернетовца. То есть мы стремимся минимизировать время доводки. С этой точки зрения быстрее всего заразить интернет-миссионерской убежденностью, затем научить работать в Интернете, потом сформировать организаторские умения и воспитать педагогические навыки.
И самое трудное – сделать человека альтруистом.
Вот мы и нашли критерии. Нужно искать альтруистов, желательно с педагогическими способностями и задатками организатора. Хорошо, если он еще знаком с работой в Сети или хотя бы умеет обращаться с компьютером.
Впрочем, даже если мы нашли альтруиста, который в жизни не видел компьютера, совершенно не склонен ни к организаторской, ни к педагогической работе… он нам подходит!!!
Дело для него найдется.
Главное, чтобы человек был хороший.
Такой критерий выбора диктуется исходной целью. Если бы нашей целью был захват рынка интернет-услуг в регионе, то нам в первую очередь требовались бы организаторы.
А если бы мы хотели разрабатывать и внедрять новые интернет-технологии, то надо было бы искать компьютерных гениев.
При желании создать престижный коммерческий компьютерный лагерь критерий был бы совсем простой – кто сможет заплатить.
Вот мы и сформулировали программу-максимум: реализовать исходную идею и программу-минимум: используя лагерь, зарабатывать себе на жизнь путем обучения желающих пользованию Интернетом.
Понятно, что реализовать программу-минимум существенно проще. Более того, скорее всего именно ее мы и будем вынуждены реализовывать в силу объективной реальности в первую очередь.
Однако только от нас зависит, успокоимся ли мы на коммерческом результате, или будем рассматривать его как промежуточный этап. На пути к реализации программы-максимум.


ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА

– Как вы относитесь к идее лагерей, где бытовые удобства и блага цивилизации сведены к минимуму?
– Если вы выбираете в качестве образовательной системы полностью автономный лагерь в условиях «дикой природы», который действительно весьма эффективен и, на мой взгляд, по силе педагогического воздействия вообще ни с чем не сравним, то необходимо наличие хотя бы трех факторов из следующих:
– целеустремленного грамотного руководства;
– обученного и опытного персонала;
– хорошей материальной оснащенности;
– ядра из подготовленных к жизни в палаточном лагере детей.
Идеально, если достижимы все эти факторы. То есть требования к месту лагеря и организаторам в этом случае более чем жесткие. И вообще на первых порах, пока не накоплен опыт проведения лагерей, желательно использовать более доступную стратегию.

– Откуда сегодня берется обученный и опытный персонал? Учителя, как вы сказали, не могут эффективно работать в лагере.
– Да, вожатый и учитель – это разные профессии. И проблема, я бы сказал, на государственном уровне заключается в том, что работников детских лагерей не готовят как профессионалов. Нет даже курса, предусмотренного госстандартом хотя бы по подготовке к летней практике. В Шуйском педагогическом университете в учебном плане 18 часов по этой теме. Чему можно научить за это время?! Поэтому выбор у руководителя лагеря небогатый: брать на работу кого попало или выращивать педагогов самим. В масштабах одного лагеря можно подготовить себе хороших педагогов из тех, кто много раз туда ездил ребенком. Они отлично знают и принимают уклад и особенности организации жизни именно этого лагеря. А когда в детский лагерь приходят непрофессионалы, да еще детей присылают с бору по сосенке – от старших подростков, собранных со всей области, чуть ли не с криминальными наклонностями по программе соцзащиты, до домашних детей, кому путевку купили за полную стоимость, – случается даже так, что взрослые после первых двух дней собираются и уезжают. Остаются только подневольные студенты, которым необходимо отработать практику. И в лагере начинается вообще что-то немыслимое: отряды объединяют, и на двоих студентов приходится по пятьдесят детей. Это прежде всего никуда не годится с точки зрения безопасности. И для детей, и для взрослых. (Я знаю случай, когда великовозрастные ребята, приехавшие от соцзащиты, взяли целый отряд в заложники. Для разрешения проблемы даже пришлось вызывать ОМОН.)

– Кстати, студенты педагогических вузов – традиционный ресурс для летних лагерей.
– Использовать студентов в качестве педагогов я считаю недопустимым: ведь на практике в школе никто не даст им проводить уроки без присмотра учителя и методиста. А в лагере практиканты попадают в ситуацию, когда от них практически ничего не зависит, но они не должны допустить отъезда детей и возмущения родителей. При этом студенты не владеют технологиями формирования временного детского коллектива, не умеют играть с детьми, организовывать походы, соблюдая правила безопасности, и так далее. Таким образом, направляя студентов на работу в загородный лагерь под видом практики, отправляющий принимает на себя огромную моральную (а в ряде случаев и юридическую) ответственность. Приказ Министерства образования и науки не позволяет студентам во время прохождения практики работать более 40 часов в неделю, а реальный рабочий день вожатого в загородных лагерях около 18 часов в день, при этом вожатый отвечает за детей и в ночное время тоже, поскольку лагеря экономят на ночных воспитателях. Во время выходного никто не дает положенную замену (на шесть вожатых в отрядах должен быть один подменный вожатый).

– Если говорить о хорошем лагере, как решается там проблема дисциплины?
– В палаточных лагерях – а я считаю их гораздо более ценным опытом для подростков, ведь там они имеют возможность пожить в совершенно новой для себя ситуации – особой проблемы с дисциплиной и нет. В стационарном лагере все привычно: помещение, кровать, вожатый вместо учителя или родителей. Значит, его наставления можно спокойно пропустить мимо ушей. А тут дом (палатку) ты строишь себе сам, спишь не на кровати, еда тоже не берется ниоткуда: нужно принести воду, дрова, приготовить. В «Робинзоне» мы с самого начала смены рассказываем о внутренних правилах и о том, что грозит нарушителям. Например, после отбоя нельзя шуметь: это мешает заснуть всему лагерю. Если ты нарушаешь это правило, назавтра встаешь на час раньше и идешь за водой. И вообще, ребенку оказывается невыгодно, неудобно не подчиняться сложившимся правилам. Не вынес утром спальник на просушку – будешь завтра спать на влажном; не убрал вещи и обувь на ночь – ходи в сырой одежде. У нас ведь весь распорядок подчинен тому, чтобы обеспечить себе и окружающим нормальную жизнь на природе. Например, у нас не пользуется популярностью традиционное лагерное развлечение: измазывание соседей зубной пастой, потому что возникает проблема со стиркой.

– Сколько времени должна продолжаться смена в палаточном лагере и каково оптимальное соотношение детей и взрослых?
– Смена у нас продолжается около двух недель. За это время ребята, как правило, осваивают новую для себя среду. А количество ребят, за которыми может уследить один взрослый, – не больше восьми. Поэтому в отряде должно быть около пятнадцати детей и двое вожатых. А вообще соотношение детей и взрослых в палаточном лагере один к пяти.

– Вы упомянули о том, что организация питания может существенно повлиять на нравственные установки. Каким образом? Понятно, что участники лагеря не должны ходить голодными и есть в приемлемом с санитарной точки зрения помещении…
– Организация питания в детском палаточном лагере представляет собой ту проблему, которую обойти никак нельзя. Способы ее разрешения – самые разные.
Питание можно получать в каком-нибудь специализированном заведении вне лагеря, подвозить, раздавать и, наконец, готовить в лагерной столовой. Чтобы свести хлопоты к минимуму, проще всего, конечно, ходить в расположенную неподалеку столовую или кафе. Это, однако, во-первых, дороже, во-вторых, не всегда возможно, а в-третьих, лишает лагерь некоторых важных возможностей. Дело в том, что кухня может играть роль не просто места приготовления пищи, а еще и места общения. А процесс дежурства на кухне вообще неоценим для осознания участниками лагеря ценностей лагерной жизни.
Конечно, и лагерная столовая может быть лишь местом поглощения пищи, а дежурство – нудной обязаловкой, но с педагогической точки зрения в них заключены немалые возможности. Обратите внимание на то, как подробно описывает организацию питания и дежурства С.Т.Шацкий, на особую роль столовой в колониях А.С.Макаренко, на рассуждения Я.Корчака о питании в детском доме. Именно кухня во многом определяет психологический настрой в лагере. Четкость в выполнении расписания, возможность подкрепиться хлебом с сахаром, попить компота, пообщаться с дежурным по кухне немало способствуют общему мажорному настроению. Нужно стремиться к тому, чтобы работники кухни чувствовали себя не просто наемным персоналом, а людьми, от которых многое зависит, чтобы они проявляли заинтересованность к каждому участнику лагеря. В лагере “Робинзон” работники кухни знают, как правило, каждого участника лагеря по имени, в курсе всего происходящего, и начальник лагеря неизменно советуется с ними при принятии тех или иных решений по жизни лагеря.

– Расскажите, пожалуйста подробнее о практической «кухонной педагогике».
– В нашем лагере “Робинзон” кухня играет ключевую роль. Это место престижного общения, а дежурство порождает чувство со-
причастности к сообществу сотрудников. Поэтому, несмотря на то, что дежурство – тяжелый физический труд, оно вызывает только положительные эмоции. Происходит это оттого, что работники кухни уважительно относятся к дежурным, а те, участвуя во всех этапах работы, ощущают необходимость своего труда. Кроме того, дежурным полагаются некоторые привилегии: они едят за кухонным столом, часто получают что-нибудь вкусненькое, да и просто чувствуют себя немножко особенными, ведь находиться на территории кухни могут только дежурные и персонал лагеря. Добросовестным дежурным предоставляется право поднять флаг. И, может быть, самое важное: на кухне в «Робинзоне», как правило, работают симпатичные девушки с высшим педагогическим образованием.
Дежурство начинается после завтрака, когда дежурные протирают столы и выливают использованную воду в сливную яму, выносят пищевые отходы. Затем они моют грязную общественную посуду, включая и баки для приготовления пищи. Затем наступает очередь переборки овощей и фруктов, затем чистки овощей на суп. Если все выполнено быстро, то у дежурных появляется свободное время на отдых. Прибыв к обеду (за час до начала раздачи), протирают столы перед обедом, режут хлеб, участвуют в раздаче, обедают (за кухонным столом!) и повторяют весь цикл уборки. Затем отдых, помощь в подготовке ужина, раздача, уборка после ужина. Утром дежурные намазывают бутерброды и раздают завтрак, после чего сдают дежурство. Если дежурных много, то в их обязанности входит еще и заготовка дров и воды.

– А о каких кухонных проблемах должен помнить организатор лагеря уже не в педагогической, а в административной ипостаси?
– Подбор и подвоз продуктов – повседневная задача начальника лагеря. Конечно, он может делегировать ее кому-то другому, но контроль за этой важнейшей частью жизнеобеспечения он должен оставить за собой. Практика показывает, что можно вообще обойтись одним разовым завозом на всю смену, если использовать сухари вместо хлеба. Именно хлеб в организации палаточного лагеря определяет необходимость поездок за продуктами. Необходимо найти оптимальное решение: либо найти подрядчика, подвозящего провизию, либо ориентироваться на самостоятельные закупки. Мы используем комбинацию этих методов. Естественно, что продукты лучше закупать оптом, предварительно рассчитав потребность на смену или сезон. Овощи и фрукты желательно закупать у производителя, а из молочных продуктов в условиях палаточного лагеря лучше ограничиться сгущенным молоком. Важное замечание: обязательно выясните, нет ли у кого-то из детей аллергии на продукты, и, если есть, закладывайте эти продукты в уже готовое блюдо, отложив ребенку порцию без аллергена. Так же следует поступать, если ребенок вегетарианец или в силу религиозных соображений не может есть какую-то пищу.

– С какими трудностями может столкнуться в первую очередь неопытный организатор летнего лагеря?
– Прежде всего у него не будет никакого официального статуса. Дума уже пятнадцать лет не может принять закон о летнем отдыхе детей. Практически все летние лагеря находятся вне закона. Родители отдают туда детей на свой страх и риск. В большинстве регионов (кроме Астрахани) не существует даже санитарных норм, на которые мог бы ориентироваться организатор палаточного лагеря. Значит, это дело его совести и квалификации – найти подходящее место с источником хорошей воды; подобрать педагогов; обеспечить содержательную и безопасную жизнь для ребят.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru