Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Наталья КЛЮЧАРЕВА

«Не только решить, даже сформулировать не в состоянии...»

Образовательная общественность сетует, что власть не прислушивается к ее мнению

Общественные слушания в Думском комитете по образованию начались с обсуждения визита Андрея Фурсенко. В среду министр образования приезжал в Госдуму для участия в парламентском часе. Там он говорил много, но по сути не сказал ничего. Депутаты общением с господином Фурсенко остались недовольны.
– Мы задали министру конкретные вопросы: о зарплате учителей, о приватизации образовательных учреждений и других актуальных проблемах. А получили ответы, не поддающиеся интерпретации! – возмутился Олег Смолин, открывая слушания. – Но все же образовательному сообществу удалось наконец-то чему-то научить министра, – обнадежил создатель движения «Образование для всех».
– Неправда! – перебил Смолина человек из зала. – Они необучаемые! Кивают, улыбаются, со всем соглашаются, а потом уходят в кабинет и подписывают законы, разрушающие образование!
Все согласно загудели.
– Страна переживает период ломки, – откликнулся на выпад зала профессор Яков Трубовской из Института теории образования и педагогики РАО. – И цемент пока еще не застыл. Сейчас создаются нравственные обстоятельства, в которых придется жить нашему народу в ближайшие сто лет! И незачем говорить о приватизации, бакалавриате и прочем, это все вторично. Сейчас речь идет о том, что мы хотим оставить грядущим поколениям! Разваливается не система образования, а духовно-нравственное бытие народа! Нам внушают, что главное – рынок, конкуренция, человек человеку волк, и в системе образования мы тоже начинаем с этим сталкиваться! Вот в чем беда!
Власть ведет себя так безответственно, ибо она безлична, – резюмировал профессор Трубовской и неожиданно выдвинул вполне конкретное предложение: – Необходимо все законопроекты выносить на публичное обсуждение и общественную экспертизу.
– Я только что вернулся из поездки по стране, – выступил вместо общества Иван Мельников, зампред КПРФ. – И не встретил ни одного человека, довольного реформами в области образования.
Дальше Иван Мельников спорой скороговоркой перечислил актуальные проблемы: «ЕГЭ-ГАНО-ГИФО» – и, как честный коммунист, призвал протестовать не в кабинетах, а на улицах.
– Мы уже несколько лет обсуждаем, какие плохие реформы, и все с этим согласны, а поддержать акции протеста никто не хочет! – согласился с Мельниковым Владимир Лившиц, секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки.
Вот во Франции попытались тронуть пенсионеров, так на следующее утро десятки миллионов людей вышли на улицу, а у нас… – Недовольный низкой активностью сограждан секретарь ЦК махнул рукой, и стал привычно ругать власть. – Государство требует, чтобы мы платили налоги, а само не выполняет обязательств, прописанных в Конституции, где гарантировано, например, право на бесплатное образование.
– Правительство полностью дискредитировало себя, – будто эхом откликнулся Юрий Афанасьев, президент Российского гуманитарного университета. – Оно не только решить, оно даже сформулировать проблему не в состоянии. На него не то что надеяться, даже смотреть не стоит. В Думе заседает «Единая Россия», здесь тоже ничего не получится. Поэтому мне, как ни прискорбно, придется поддержать предыдущего оратора. Кроме этого вопля: «На улицу» – у нас на самом деле ничего больше нет.
– Наша власть, мечтающая быть поближе к Европе, как всегда, ничего толком не поняла, – заявил вице-президент РАО Владимир Борисенков. Он на улицы не звал, но так заразился общим настроением, что несколько раз оговорился, назвав «Болонский процесс» «Болонским протестом».
– Они считают, что если насильно и в обязательном порядке ввести в России систему бакалавриата, то это и будет присоединение к Болонской декларации, – продолжил Борисенков. – Но главное в этом документе совсем другое! Образование объявлено там общественным благом и достоянием! А общественное благо должно быть доступно всем, от него никого нельзя отлучить! Таким образом, все последние действия Министерства образования и науки, например введение платной магистратуры, направлены, наоборот, на выход из Болонского процесса.
Когда в зале все заметно утомились возмущаться и стали в шутку звать друг друга «на улицу», слово взял координатор общероссийского общественного движения “Альтернатива” профессор Александр Бузгалин. Он извинился за прагматику своего выступления и тут же выдал несколько совершенно четких предложений по защите системы образования. Профессора, которые только что недоуменно вопрошали «Что делать?» и готовы были даже участвовать в демонстрациях и митингах, слушали внимательно.
– Во-первых, коллеги, все мы имеем возможность, не сходя со своего рабочего места, выступать перед значительной аудиторией, – начал Бузгалин. – Потратьте 10 минут лекции, расскажите студентам о том, что происходит с нашей системой образования и почему это опасно. Аргументированно докажите им, что эти преобразования социально несправедливы, недемократичны, не отвечают интересам национальной безопасности. Расскажите и о том, кому это выгодно: разработчикам, которые получают на всех этих потемкинских проектах модернизации миллионы долларов, и элите, которая скоро будет иметь эксклюзивный доступ к образованию. Как в дореволюционной России.
Вторым пунктом программы Александр Бузгалин назвал активную работу со СМИ, но на третьем сломался и тоже призвал участвовать в уличных акциях протеста. Профессура погрустнела.
– Вы видите, сколько сил и времени тратят они на развал системы образования! – распалялся товарищ Бузгалин. – А сколько времени тратите вы на общественную деятельность по ее спасению? Меньше трех часов в неделю? Тогда не удивляйтесь, что система разваливается!
Образовательная общественность испугалась и принялась обсуждать будущее России, не стесняясь в выражениях.
«Нас поставят на колени, и мы уже не сможем подняться!» – восклицали одни. «Страна скатывается в пропасть!» – отзывались другие. «Наши дети будут рабами!» – перекрикивала всех Клара Мансурова из организации «Родительская забота».
– Страна переходит к системе сырьевого образования, – холодно подытожил Эдуард Днепров, бывший министр образования. – И школа, и вуз теперь не более чем сырье для подготовки кадров. В этом есть прямой тоталитарный смысл. Мы готовим не людей, а взаимозаменяемые, бездушные винтики, которые с равным успехом могут крутиться в любой системе: от Силиконовой долины до Освенцима. Образование – это больше не общественное благо, а платная услуга, как парикмахерская. И содержание у него соответствующее. О духовных и национальных основах, о нравственности в такой системе речи быть просто не может. И все это возможно потому, что законы эти принимаются за спиной народа. Надо требовать, чтобы их хотя бы публиковали в газетах, тогда мы сможем предметно разговаривать с разработчиками.

На этом слушания и закончились. Образовательная общественность расходилась по домам. «Ну что, плакаты будем рисовать?» – весело спросил один респектабельный мужчина у другого. «Сухари сушить!» – мрачно ответил тот.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru