Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ 
 

Екатерина СЕЛЕНИНА,
исполнительный управляющий благотворительного фонда «Надежда»

Требуются родители...

готовые снова почувствовать себя хранителями детской судьбы

Выпускной не только у тех школьников, которых каждое утро будили и провожали в школу мамы и папы. Очередной выпуск и в детских домах и интернатах. Да нерадостный это день, тревожный.
Эти дети выжили. Но выживать и жить – два разных умения. Кто научит их жить дальше?

Слушай, что тебе говорят!

В советские времена действовали просто: выпускников детских домов быстренько распределяли по профессионально-техническим училищам, чтобы не больше 2–3% в одном месте оказывалось. И не особые программы, а среда становилась решающим фактором в их судьбе. Директор училища был обязан устроить их на работу, трудовой коллектив – взять над ними шефство. Годам к 30–40 они как могли ассимилировались.
Сейчас ребята из детских домов попадают в те немногие училища, где есть общежитие, и их там уже 20–30%. Фактически получаются те же детские дома, только на 30–70 воспитанников. Но без специалистов, без психолога, без воспитателей.
Все здесь для них непривычно. Учителя не похожи на педагогов детского дома. И сами они, как выясняется, не похожи на остальных студентов. Многие преподаватели относятся к ним как к людям второго сорта, для которых прошлое – улица, а будущее – тюрьма.

Сам себе авторитет

Преподаватели училищ совершают одну большую ошибку: либо относятся к этим детям с жалостью, либо ставят их в один ряд с семейными детьми. А бывшие сироты – совсем иные дети, у них с самого начала по-другому организовано сознание. Каждому ребенку необходим хотя бы один взрослый, который его полностью принимает. У сирот с рождения такого ориентира нет, нет близкого взрослого, который бы их принимал и любил. И никогда не было. Как не было и самого главного – семьи.
Иждивенчество, неумение справляться с проблемами, принимать решения и отвечать за них, налаживать человеческие связи, дружить, любить, строить семью, полная зависимость от окружения – лишь верхушка айсберга.
В детском доме не семья, а большая группа, которой нужно управлять. Здесь ребенка нацеливают на послушание, на соответствие нормам. Никто не разрешит ему самому нагреть чайник, постирать белье, приготовить еду, сходить в магазин. Выбиваться из общего строя, мешать себя воспитывать нельзя.
Вот они и не умеют ухаживать за собой, не переносят одиночества, потому что в детском доме для них выстраиваются искусственные условия группового воспитания. Потом их выталкивают оттуда и предлагают жить в совершенно другом, реальном мире. И удивляются, что они этого не могут.
Естественно, что в тюрьме этим детям гораздо проще. Образ жизни там больше похож на тот, в котором они преуспели. Запросто завоевывают авторитет среди себе подобных. Умеют преодолевать лишения и трудности. Знают, как жить в казенном заведении, как выжить под давлением. А как жить самостоятельно, не знают.
Те ребята, кто чудом более социализирован и понимает, что плохо, и умеет сделать хорошо, как-то в конце концов осмысливают себя, но лишь благодаря негативному опыту, и в этом их особенность.
Наши дети – дети улиц. Взрослые их обманывали, и они больше не доверяют людям, которые берутся их учить. Учатся сами, на собственном страшном опыте. Поэтому в обучении таких детей должно быть больше совместной практики. Им надо показывать то, чему они научились. Делать акцент на успехах. Бытовая жизнь с ее повседневными проблемами и делами для наших детей важна особенно.
Мы много размышляли о том, что ребенок должен жить в семье, но как это сделать, не знали. Потом появилась идея – создать семейный центр, работающий по принципу патронатного воспитания. В патронате изменить условия и цели воспитания вполне возможно.

Диковинное дело

Беспокоились: а вдруг эта диковина у нас не приживется? Кто возьмет уже больших детей, кто будет с ними нянькаться? Но мы нашли патронатных родителей. Они получают зарплату как педагоги. Зарплаты небольшие, но родители не уходят от нас. Их привлекают не только и не столько деньги, сколько возможность принять в свои семьи еще одного ребенка – подарить ему любовь, заботу, еще раз почувствовать себя родителями.
Сначала мы проводим с потенциальными патронатными родителями несколько собеседований. Потом они проходят обучение. Затем психологи исследуют семью и дают заключение о том, что этой семье доверить ребенка на воспитание можно.
Два психолога, работающие на ставке фонда, курируют эти семьи. В патронатной семье ребенка действительно можно подготовить к самостоятельной жизни. Семья эта временная, ребенок остается воспитанником детского дома, а его опекуном – директор.

Семейный договор

Администрация детского дома заключает два договора. С патронатным воспитателем – трудовое соглашение, а с ребенком – договор на проживание в патронатной семье. Договор необходим прежде всего для ребенка, чтобы научился брать ответственность за свою жизнь, чтобы мы могли сотрудничать. Договор оформляется на один год и продляется ежегодно первого сентября.
С каждым ребенком мы составляем план индивидуального развития по восьми направлениям – сохранение здоровья, эмоционально-психологические потребности, образование, связь с кровной семьей, внешкольные занятия, навыки самостоятельной жизни, общение, социальные потребности. Поначалу некоторые дети испытывали определенный комплекс, возмущались: «Что я, не такой, как все?» Потом, когда поняли, зачем составляются планы и как они помогают, согласились.
Есть еще такой документ, как семейные правила. В семьях настаивают на выполнении уроков и приучают чистить ботинки, а бывает, даже наказывают за провинности. Ребенка принимают в семью, но и ему надо принять ее правила.
Финансирование негосударственное, но мы активно сотрудничаем с администрациями районов и областей, которые на льготных условиях предоставляют нам здания. А департамент образования Владимирской области помогает с реализацией программ.
«Главное, что теперь после школы я тоже иду домой», – сказал мне Дима, воспитанник Лакинского семейного центра.
Раньше здесь был самый обычный детский дом. С двумя корпусами – учебным и спальным. 70 детей. В каждой спальне по 15 кроватей. Детям в течение дня приходилось сталкиваться со многими взрослыми: воспитателями, обслуживающим персоналом. У всех разные характеры, требования.
Сейчас Лакинский детский дом – это тридцать патронатных семей в Лакинске и Покрове и три семейных центра. Два – для мальчиков и один – для девочек. Расположены они на одной территории, но каждый в своем здании. На три семьи по восемь подростков от 14 до 18 лет. Патронатные родители – они же воспитатели – живут с ребятами круглые сутки.
Первые семейные центры были созданы в Лакинске. Дело это дорогостоящее: нужен дом, куда дети и родители могут приехать и жить семьей. Сейчас у нас работает пять семейных центров, один скоро откроется, и мы готовим еще четыре.
Этот эксперимент успешно проводится у нас уже семь лет, даже государственную премию получил.
Мы доказали, что старшие подростки могут жить в патронатных семьях.
Хотя согласно закону о патронате ребенок имеет право жить в патронатной семье «до получения базового образования (9 классов)». Но куда он пойдет потом? Я считаю, что это нарушение прав детей. Любой ребенок независимо от возраста имеет право жить в семье.

Дороже некуда

Мотив законодателей понятен: такая экономия средств! Но ведь если разрешить патронат для старших детей и ввести его, то сэкономить можно гораздо больше. Прежде всего на общежитии. Сократится и число реабилитационных центров, потому что психологическая коррекция будет осуществляться в семье, где ребенок получает индивидуальное внимание. Не надо открывать новые детские дома. Через один и тот же детский дом будет проходить гораздо больше детей, если распределять их в семьи. Детский дом превратится как бы в переходную ступень, откуда ребенок может попасть в нормальную семью.
Наш фонд «Надежда» проводит в Лакинском детском доме сразу несколько программ: патронатные семьи, семейные центры, программа репетиторства – подготовка одаренных выпускников детских домов области к поступлению в колледжи и вузы.

Инъекция надежды

Кроме патроната, в нашей системе поддержки есть и другие формы. Для выпускников интернатных заведений созданы клубы поддержки во Владимире и Костроме. Работает программа социализации в профессиональных училищах и колледжах (фонд заключает договор с учреждением, оплачивает работу психологов).
Конечно, идеальный вариант, чтобы у каждого ребенка была семья. Но не каждый подросток может прийти в чужую семью. Наиболее легкий вариант – патронат, патронатные семьи. Туда идут дети 12–14 лет за 2–3 года до выпуска и остаются в патронате еще пару лет после выпуска. Таким образом, переход от интернатной жизни к самостоятельной у них смягчен. Они учатся жить в обществе и семье, сохраняя свою школу, друзей, родной район, привычную среду. Закончив девять классов, выбирают учебное заведение, оставаясь в той же семье, с тем же психологом, который им помогает.
Со значимым для подростка взрослым все меняется – естественнее происходит освобождение от дурных привычек, возникает мотивация учиться. Жаль, чиновникам трудно объяснить, как это важно. Слово временное, написанное в определении понятия патронат, действует на них, как красная тряпка. Они начинают кричать: «Ребенок не игрушка, его нельзя взять на время» – и не понимают, что эти дети нуждаются в коррекции.
Что часто происходит при усыновлении? Приемные родители выбирают себе приглянувшихся детей и пытаются воспитывать их без помощи специалистов, без подготовки. Но дети-то особенные: за симпатичным личиком может скрываться весьма тяжелый характер, который проявится в полную силу, когда ребенок пообвыкнет на новом месте. Сразу такие проблемы возникают! Родители не справляются с ним и возвращают ребенка обратно. Травма для него куда тяжелее всех прежних.
А у ребенка в патронатной семье остается гарантия помощи от государства. В патронатную семью дети приходят уже в сознательном возрасте. Они понимают, что эти родители – не их родные мама и папа, скорее – старшие наставники. Конечно, взрослые и дети привязываются друг к другу. Но отделение от семьи должно произойти обязательно. И его нужно тщательно подготовить, чтобы не случилась психологическая травма.
«Независимое проживание» – так называется другая наша программа, действующая на территории Владимирской, Костромской и Ивановской областей.
Фонд снимает квартиры для выпускников детских домов, которые учатся в профессиональных училищах, колледжах и институтах. Ребятам помогают семейные пары – патронатные родители. Что это дает? Возможность жить самостоятельно.
Научить бывших детдомовцев жить независимо – одна из целей фонда. Своеобразная форма патроната – мера, необходимая для социализации тех ребят, кто после детского дома не попал в семью, кому трудно в общежитии, для кого есть риск снова оказаться на улице.
Государство программу «Независимое проживание» пока не поддерживает. Чиновники считают, что если такую программу принять, то будут оттянуты лишние средства, которые можно потратить на получение постоянного жилья, а не временного.
Политика недальновидная. Одно постоянное жилье, если его покупать, стоит нескольких съемных временных квартир. Вряд ли все эти дети получат свое постоянное жилье. Но всем им надо уже сегодня где-то жить. Снимать квартиру, уживаться с соседями. И кто-то должен помогать им делать первые самостоятельные шаги, осуществлять социальное сопровождение.

Фото из архива фонда


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru