Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТ № 116

Наши консультации

В нашем городе ходят тревожные слухи о том, что в ближайшие несколько лет все школы и детские сады в России будут приватизированы на основании последних решений правительства, в связи с чем педагогам грозит массовое увольнение. Насколько это соответствует реальной действительности?
Во исполнение решений Правительства РФ о реорганизации бюджетной сферы Министерство финансов РФ в конце прошлого года разработало три проекта федеральных законов:
– «О реорганизации государственных и муниципальных учреждений, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и науки»;
– «Об автономных учреждениях»;
– «О государственных и муниципальных автономных некоммерческих организациях».
Проект Федерального закона «Об автономных учреждениях» 28 апреля 2005 года был согласован с Министерством образования и науки РФ и одобрен Союзом ректоров РФ.
В данной публикации мы ставим перед собой задачу проанализировать содержание данных законопроектов, не давая ему политических и иных оценок, а также не прогнозируя социальных последствий их принятия.
Исходя из смысла данных проектов, образовательным и иным учреждениям социальной сферы «угрожает» в ближайшей перспективе один из следующих основных пяти вариантов развития:
– сохранение статуса бюджетного учреждения;
– ликвидация;
– преобразование в автономное учреждение;
– преобразование в государственную (муниципальную) автономную некоммерческую организацию (в дальнейшем по тексту – Г(М)АНО);
– преобразование в открытое акционерное общество (приватизация).
Каждый из этих вариантов предполагает, кроме того, что бюджетные учреждения могут быть объединены (либо одно из них присоединено к другому) в процессе реорганизации.
Решение о реорганизации государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается в порядке, который должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Решение о реорганизации бюджетных учреждений на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в собственности муниципального образования, принимается соответственно органом государственной власти региона или органом местного самоуправления в рамках его компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Указанное решение должно быть направлено на обеспечение качества предоставляемых услуг и эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по обеспечению предусмотренных законом прав граждан, в том числе права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования.
Преобразование образовательных учреждений в открытое акционерное общество (в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества) будет допускаться в случаях, когда преобразуемое бюджетное учреждение (или отдельные ее подразделения) на протяжении не менее чем трех лет выполняют работы и (или) оказывают услуги в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и науки на возмездной основе, и объем финансовых поступлений от такой деятельности составляет не менее 80 процентов от общего объема бюджетного финансирования такого учреждения. Очевидно, что таким образом будут реорганизованы лишь считанные единицы учреждений.

В последнее время в СМИ и выступлениях чиновников все чаще звучит непривычная для слуха конструкция «автономное учреждение». Просьба объяснить, чем они отличаются от нынешних муниципальных и все ли школы вскоре станут автономными учреждениями?
Наиболее «мягкой» формой реорганизации бюджетных учреждений является их преобразование в автономные учреждения. Законодатель предполагает, что это будет переходным этапом реорганизации бюджетных учреждений перед их реорганизацией в государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. Автономное учреждение – это новая для российского гражданского права организационно-правовая форма некоммерческой организации, и ее статус целесообразно раскрыть подробнее.
Автономным учреждением будет признаваться некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для оказания услуг (выполнения работ), в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Имущество автономного учреждения, так же как и бюджетного, принадлежит ему на праве оперативного управления (пункт 1 статьи 296 ГК РФ). Собственником имущества автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование.
Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Виды особо ценного движимого имущества, которым автономное учреждение вправе распоряжаться лишь с согласия собственника, будут определяться Правительством РФ.
В отличие от бюджетного автономное учреждение:
– вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) юридических лиц или иным образом передавать его другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника имущества;
– вправе с согласия собственника своего имущества выступать учредителем (участником) других юридических лиц, деятельность которых соответствует целям деятельности автономного учреждения, если участие в указанных юридических лицах может способствовать качественному предоставлению услуг (выполнению работ) автономным учреждением.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения целей, ради которых оно создано, а собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника.
Но автономное учреждение самостоятельно распоряжается имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей деятельности.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, за исключением случаев, предусмотренных договором поручительства. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника закрепленного за ним имущества.
Проектами законов предусмотрены следующие правовые гарантии сохранности имущества автономных учреждений и эффективности их деятельности на рынке социальных услуг:
– специальная правоспособность этих организаций при определении направлений собственной деятельности;
– обязательное наличие высшего коллегиального органа управления – попечительского совета;
– публичность и прозрачность их деятельности;
– индивидуальная материальная ответственность единоличного исполнительного органа за нанесение ущерба организации;
– особый контроль за совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
– особый порядок реорганизации этих организаций.
Однако для преобразования бюджетного учреждения в автономное необходимо ждать принятия специального закона, в связи с чем в ближайшее время массовых преобразований школ не будет.

Я, являясь по должности классным воспитателем в нашей школе, назначена директором летнего лагеря с дневным пребыванием, организованного для детей при нашей школе. Организуя делопроизводство в лагере, я столкнулась с массой проблем. Расскажите, существуют ли какие-либо нормативные акты и типовые методики, регулирующие деятельность такого рода лагерей.
В настоящее время на деятельность данного лагеря (на базе образовательных учреждений) распространяется в качестве примерного Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 13 июля 2001 года № 2688 (с изменениями от 28 июня 2002 года), а также действующие санитарные нормы и правила, правила пожарной безопасности для данного вида образовательных учреждений. Такой лагерь является временным структурным подразделением вашей школы, и на его деятельность распространяются все нормативные и локальные акты, регулирующие деятельность данного учреждения. Такого рода лагеря при наличии достаточного финансирования организуются приказом руководителя образовательного учреждения, издаваемым на основании распоряжения учредителя. Специальной лицензии (разрешения) на оздоровительную деятельность не предусмотрено. В процессе деятельности данного лагеря могут быть привлечены медицинские работники медучреждений на данной территории.
Длительность смены в каникулярный период регламентируется соответствующими санитарно-эпидемиологическими правилами для детей с дневным пребыванием и составляет 21 день.
К обязательной номенклатуре дел для такого рода лагерей относятся: должностные инструкции работников на период деятельности лагеря, правила внутреннего распорядка и внутреннего трудового распорядка для работников, журнал инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности, инструкции по технике безопасности, правила действия в чрезвычайных ситуациях, утвержденные директором планы работы лагеря, протоколы соревнований, конкурсов, иных массовых мероприятий, книга замечаний и предложений инспектирующих организаций, программа деятельности лагеря, книга записей отдыхающих.

На вопросы отвечал адвокат Дмитрий РАСТИМЕШИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru