Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТ № 116

Судебная практика по делам, связанным с досрочным назначением трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей

С момента отмены решением Верховного суда РФ действовавшего с 14 августа Порядка представления и оформления документов для назначения пенсий, вплоть до утверждения постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую», в России не существовало вовсе порядка действий граждан при назначении им пенсий. Точнее, данный порядок определялся желанием любого столоначальника в Пенсионном фонде, и они могли волынить назначение пенсий ровно столько, сколько им заблагорассудится… и волынили, пользуясь этой возможностью и при попустительстве, а точнее, молчаливом одобрении сверху.
Так как интересы любого чиновника Пенсионного фонда прямо противоположны интересам рядовых граждан – чем меньшими будут расходы Пенсионного фонда, чем позже будет назначена пенсия гражданину, чем ее размер будет ниже – тем выгоднее Пенсионному фонду в целом. И тем выше будет заработная плата и премия чиновника, служащего в Пенсионном фонде РФ.
Работникам образования надо быть готовыми к тому, что территориальные пенсионные органы абсолютно не заинтересованы в том, чтобы оказывать обращающимся к ним гражданам помощь и содействие в назначении пенсии, повышении ее размера.
Пенсионные органы на практике заволокичивают не только обычных граждан, но и запросы федеральных судов.
Многие вопросы в связи с назначением досрочной трудовой пенсии педагогам придется решать через суд.
В связи с бурной динамикой пенсионного законодательства в последнее время возросло количество обращений работников образования в суд за защитой своих прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в связи с участившимися отказами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в досрочном назначении пенсии или прекращением ее выплаты.
Так, по-прежнему продолжаются отказы в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за ненормативного наименования должности или образовательного учреждения, из-за отсутствия статуса юридического лица у ведомственных образовательных учреждений.
Органы пенсионного обеспечения исключают сейчас при расчете стажа периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет (предоставленного до 06.10.92), периоды обучения работников на курсах повышения квалификации, нахождения в командировке, дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, а также периоды, связанные с выполнением наряду с работой в должности, включенной в Список должностей, дающий право на эту пенсию, работы в порядке совмещения должностей (например, воспитатель – помощник воспитателя).
В настоящее время формируется определенная судебная практика рассмотрения дел этой категории на местах.
Судами уже рассмотрено значительное количество жалоб педагогических работников на решения пенсионных органов об отказе включить в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Судебная практика по данной категории дел неодинакова. Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство судей по данной категории дел принимает сторону педагогов, имеется ряд судебных решений, содержащих отказы в удовлетворении жалоб педагогических работников.
Однако в основном выносятся судебные решения, которые обязывают органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. При этом суды исходят из следующего (приведенной ниже аргументацией можно воспользоваться любому педагогу при составлении своей жалобы в суд).
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Согласно пункту 4 названного постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с пунктом 5 этого же постановления в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные.
Вместе с тем согласно статье 167 КЗоТ РСФСР (в редакции 1971 г.) женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.81 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» в целях создания более благоприятных возможностей для материнского ухода за новорожденными и малолетними детьми установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Законом РФ от 25.09.92 № 3543-й «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» внесено изменение в статью 167 КЗоТ, которое исключает возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно письму Минсоцзащиты России от 27.11.92 № 4485/1-35 периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 06.10.92 (т.е. до даты вступления в силу названного закона с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.
В соответствии с пунктом 21 разъяснений Минтруда России от 22.05.96 № 5, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.0596 № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.0992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Таким образом, суды руководствуются общеправовым принципом «закон обратной силы не имеет» и обязывают пенсионные органы включать в стаж работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды нахождения женщин в отпусках по уходу за ребенком, предоставленных до 6 октября 1992 г., поскольку до этого времени никаких ограничений по включению этих периодов в стаж для назначения пенсии независимо от ее вида установлено не было.
Служебные командировки и повышение работниками квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя являются обязанностями работников, которые установлены трудовым законодательством и непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Поскольку в эти периоды за работников в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ сохраняется заработная плата и, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, то этот факт должен являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в последнее время отказывают педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, ссылаясь на буквальное толкование нормы подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей, что трудовая пенсия по старости независимо от возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пятигорская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ, представляя интересы члена профсоюза, обратилась в Конституционный суд РФ с требованием признать несоответствующей статье 15, части 2 статьи 19, статьям 39 и 55 Конституции РФ норму подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части ограничения права на реализацию досрочного пенсионного обеспечения лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями.
Управлением конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Секретариата Конституционного суда РФ до сведения заявителя доведена информация о том, что Конституционный суд Российской Федерации по аналогичному вопросу 06.12.2001 принял определение по запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в котором определил, что положения оспариваемых норм не могут применяться иначе, как в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного суда РФ. Кроме того, в соответствии с правовым мнением, выраженным в определении Конституционного суда РФ от 6 марта 2003 г. № 107-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», положения пункта 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не препятствует суду общей юрисдикции в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, – принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона».
Таким образом, в обозримом будущем педагоги вынуждены будут полагаться на органы судебной власти при разрешении спорных вопросов вплоть до отмены льготной пенсии в период очередной непопулярной «реформы».

Дмитрий РАСТИМЕШИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru