Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 85 
ДНЕВНИК УЧЕБНИКА
Как проводить апробацию учебной литературы 

Проблема экспертизы учебников в последнее время стала предметом горячих обсуждений на самых разных уровнях – от форумов образовательных сайтов до мероприятий в Российской академии образования, Совете Федерации и Государственной думе. Несмотря на разнообразие представленных в этих дискуссиях точек зрения, их участники сходятся в одном: необходима апробация, то есть анализ использования изданий в учебной практике и учет выясненных поправок учителей и методистов при переиздании. До последнего времени существовали две практики апробации учебной литературы: издательская (внутренняя) и государственная (внешняя). Государственная апробация, или расширенная экспертиза, была возрождена в 2004 году, но на сегодняшний день в связи с реорганизацией Министерства образования РФ и изменением процедуры экспертизы учебной литературы она проводиться не будет. Очевидно, что в этих условиях возрастают требования к издательской апробации. Представляем вашему вниманию итоговый материал о завершившейся расширенной экспертизе учебной литературы, а также материал о новом проекте издательства «Просвещение».
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Александр Кондаков: «Эксперимент набирает силу»

1 сентября 2004 года в Пермской области стартовал необычный проект, организатором которого выступило издательство “Просвещение” совместно с Департаментом образования Пермской области. О проекте рассказывает генеральный директор издательства Александр Кондаков.

– В чем состоят особенности пермского эксперимента, его новизна?
– Это первый широкомасштабный эксперимент, который мы проводим на уровне крупного региона, в котором участвуют 190 учителей, 4000 учащихся из 100 школ 6 районов Пермской области. Мы ставили перед собой задачу: посмотреть, как работают одни и те же учебно-методические комплекты в разных школах – в сельской глубинке, в крупном городе (Пермь), в небольшом районном центре (город Чайковский). Новизна проекта еще и в том, что наряду с новыми УМК, такими как “Русский язык” для 8 класса под ред. Л.А.Тростенцовой и “Математика” Э.Г.Гельфмана, в эксперименте проходят апробацию традиционные, классические, широко известные учебники: “Русская литература XIX века”, часть 1, 2 для 10 класса под ред. В.И.Коровина и “Химия” для 10 класса под ред. Р.Г.Ивановой и А.А.Кавериной.

– Понятно, что новые учебники необходимо “обкатать”, чтобы выявить методические просчеты и упущения. Но с какой целью проводить ревизию старых, испытанных временем книг?
– Старые учебники нуждаются в модернизации. Раз в пять лет они проходят процедуру подтверждения грифа, которая не менее ответственна, чем присуждение нового. При этом нам важно ответить на вопрос, насколько целесообразна замена старых УМК на новые, в какой степени конкурентоспособны те и другие по отношению друг к другу. Если в процессе апробации новых УМК ставится задача их презентации, преодоления недоверия к ним, то в отношении к традиционным важно поломать шаблоны и стереотипы, которые сформировались у педагогов за долгие годы работы. Кстати, как выяснилось в ходе эксперимента, учителя из глубинки, много лет работая по тому или иному учебнику, не знали о существовании целого ряда методических рекомендаций, рабочих тетрадей и других пособий, которые выпускались издательством в дополнение к учебнику. Мы передали все эти материалы участникам эксперимента, а методисты рассказали о том, как их использовать на уроках.

– Как выстраивается взаимодействие разных сторон в рамках такого большого проекта?
– Действительно, как уже отмечалось, в проекте задействовано много людей – это не только школьники и педагоги, но и методисты районных методических центров и Пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). Их задача – координировать деятельность педагогов, помогать им в апробации учебников и составлении отчетов, организуя краткосрочные курсы, семинары, открытые уроки по учебникам с последующим обсуждением их достоинств и недостатков. Материалы этих обсуждений публикуются на сайте ПОИПКРО (около 60% школ региона имеют доступ в Интернет). Кроме того, методисты обобщают вопросы учителей и передают их в издательство, обеспечивая оперативную обратную связь между потребителем и производителем учебной литературы. Но мы не ограничивались заочным общением, регулярно устраивая встречи учителей пилотных школ с авторами апробируемых учебников и сотрудниками издательства.
То есть если в обычной ситуации учитель предоставлен самому себе, то в рамках нашего проекта он может напрямую обратиться с вопросами либо к районному, либо к областному методисту, либо непосредственно в издательство и к автору учебника. Кроме того, мы договорились с Российской академией образования, что она будет участвовать в этой апробации в качестве научных консультантов при подготовке инструментария для проведения апробации.

– Каковы обязанности педагогов – участников эксперимента?
– То, что делают учителя в рамках проекта, – это очень большой труд. После каждого урока они заполняют так называемый “Дневник учителя” (а фактически “Дневник учебника”), в котором дают всестороннюю оценку педагогической эффективности учебника – с точки зрения его доступности, познавательности и занимательности изложения, вопросов и заданий, иллюстраций, схем, таблиц, графиков, справочного аппарата. Детально анализируется текст каждого раздела и параграфа, выводы заносятся в специальные таблицы по мере прохождения той или иной темы. В “Дневнике” предусмотрено место для дополнительных замечаний, пояснений, комментариев. Эта форма анкетирования очень понравилась учителям: она не только задает конкретные, объективные параметры, критерии оценки учебника, но и мобилизует учителя, позволяет ему наиболее полно раскрыться в профессиональном плане.
В конце учебного года учителя напишут отчет в свободной форме о том, что планировалось в начале года, какие мероприятия проведены, как решались возникшие проблемы. Нас радует то, что участники проекта отнеслись к этой работе неформально, с душой. Во многих районах создавались творческие лаборатории по апробации учебников, в которых опытные учителя делились опытом с начинающими, а те в свою очередь высказывали свои предложения.

– Как удалось завоевать доверие учителей, заинтересовать их участием в эксперименте? Всем известно, что педагоги и без того завалены текущей работой и любая дополнительная нагрузка воспринимается ими болезненно, в штыки.
– Мы сразу дали понять, что это не рекламная акция, что нам важны не похвалы и комплименты в адрес учебников, а прежде всего критические замечания, которые мы обязательно учтем при их доработке. И теперь самое главное доказать, что мы достойны этого доверия, хотя эти изменения не будут мгновенными, но мы постараемся проанализировать все наиболее значимые замечания. Немаловажно и то, что школы, которые принимали участие в проекте, получили статус экспериментальных площадок, благодаря чему учителя получают 15-процентную надбавку к зарплате.

– Можно ли сформулировать основные замечания и предложения учителей – участников проекта?
– Сводные данные по дневникам наблюдений, анкетам и отчетам участников эксперимента будут проанализированы не раньше августа, но уже сегодня можно подвести предварительные итоги апробации. В ходе эксперимента одни учителя особое внимание обращали на психологическую составляющую учебника, другие на базе учебников пробовали ввести безотметочное оценивание учащихся по музыке и ИЗО. Очень большое значение педагоги уделяют оформлению учебника: чтобы правило было выделено крупным шрифтом, чтобы нумерация была сплошная, а иллюстрации – яркими и красочными. Большинство педагогов требуют, чтобы соблюдалось четкое единообразие всех составляющих УМК: учебника, пособия и т.д. Высокие требования предъявляются к заданиям и вопросам: они должны быть разного уровня сложности и не только проверять знание нового материал, но и закреплять уже изученный ранее.

– Говорят: сколько людей, столько и мнений. Наверняка по поводу одного и того же учебника педагоги высказывают самые разные, порой диаметрально противоположные точки зрения.
– Это действительно так. Позиция педагогов зависит от разных факторов: возраста, стажа работы, от того, в какой школе они работают – сельской малокомплектной или крупной городской. Например, сельские учителя придают особое значение наличию в учебнике дополнительного материала для самостоятельной подготовки детей, поскольку книг в сельских библиотеках недостаточно. С этой точки зрения высокую оценку получил учебник литературы для 10 класса В.И.Коровина, который отличается большой информационной насыщенностью и богатым справочным материалом.
Благоприятные отзывы получил и УМК В.И.Уколовой по истории древнего мира для 5 класса. Примечательная деталь: по этой книге были собраны мнения учащихся Моховской школы Кунгурского района. Ребята отмечали, что в учебнике много ярких, красочных иллюстраций, но некоторые вопросы и задания слишком сложные. Что же, и эти отзывы мы обязательно учтем. Равно как и пожелания учителей разработать атласы для данного УМК, так как выпускаемые атласы не в полной мере отражают необходимую информацию. Очевидным стал вопрос и о составлении контрольно-измерительных материалов для проверки качества знаний учащихся при апробации новых УМК.
Хочется подчеркнуть, что эксперимент – это не только сложная кропотливая работа, но и чрезвычайно конструктивная форма сотрудничества всех заинтересованных сторон: издательства, ИПК и методистов, учителей, накопивших бесценный опыт по апробации учебников. Этот опыт находит свое отражение в методических рекомендациях, в сценариях наиболее интересных открытых уроков, в рабочих тетрадях и других материалах, которые мы планируем опубликовать на сайте проекта (его открытие намечено на 1 сентября 2005 года). Все эти наработки могут быть представлены на конкурс “Учитель – учителю”, который наше издательство проводит совместно с Федерацией Интернет Образования. Его итоги будут подведены в ноябре, в канун 75-летия издательства, а победители получат денежные призы. По итогам апробации планируется выпустить сборник лучших работ (аналитических материалов, методических рекомендаций) учителей. Сайт даст возможность учителям общаться на форумах, задавать вопросы непосредственно авторам учебников. По итогам первого года эксперимента будет проведена научно-практическая конференция.

– Каковы перспективы проекта?
– Эксперимент, который издательство совместно с руководством Департамента образования Пермской области начало в сентябре 2004 года, сейчас набирает силу. Надеемся, что в будущем году помимо Пермской области в нем примут участие другие регионы, которые мы приглашаем к сотрудничеству.


Александр Зимин, руководитель Департамента образования Пермской области:
– Главная задача, которая сегодня поставлена перед всеми школами, заключается в том, чтобы совершенствовать качество образования, а учебник – один из главных путей решения этой задачи. Совершенно очевидно, что этот проект позволит не только поддерживать, внедрять и совершенствовать учебники, но и в самой области провести ревизию работы методистов и учителей с точки зрения повышения их профессионального уровня. Кроме того, эксперимент позволит выстроить прозрачную и объективную систему заказа учебной литературы, преодолеть сложившиеся стереотипы в отношении к учебникам.
Надеемся, авторы учебников и издатели услышат мнение потребителей – учителей, работающих в разных школах, с разными детьми, и учтут их замечания при переиздании учебников. В то же время я глубоко убежден в том, что не следует подстраивать сложный учебник под уровень учителя, наоборот, надо подтягивать учителя до уровня учебника. С этой целью надо создавать базовые площадки по переподготовке учителей с участием методических служб и издательств. Заинтересованность издательства “Просвещение” стала лучшим стимулом для педагогов, которые участвовали в этом проекте не для галочки. В то же время мы не закрываем двери для других издательств: “Дрофы”, “Вентаны-Граф”. Выбор остается за учителем.

Всеволод Курдин, ректор Пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО):
– Этот проект должен стать примером для других издательств, которые чаще стремятся рекламировать свои издания и заинтересованы только в положительных отзывах. С самого начало издательство “Просвещение” настраивало участников эксперимента на объективную оценку учебников. И это разумная позиция, потому что любой учебник требует совершенствования. Очень важно и то, что наряду с новыми учебниками в эксперименте участвовали и старые, классические, испытанные на протяжении многих лет. Учителя взглянули на них новыми глазами – сквозь призму конкретных условий своей деятельности. Речь идет не об издании учебников специально для сельских или городских школ, для слабых и сильных классов, а об акцентах в методических рекомендациях с учетом предложений учителей.
В УМК по истории и географии необходимо учитывать региональную специфику, включая в них краеведческий материал. Таким образом, дети получат возможность увидеть свою малую родину в контексте большого государства. Осуществление этой идеи возможно при издании крупных тиражей для данной области. В этом эксперименте мы впервые собрали мнения детей о некоторых учебниках. Оценка детей – это особая категория. Дети – не бессловесные участники. Для маленьких детей очень большую роль играет хорошее оформление учебников. Им нравятся задания с юмором. Старшие дети требуют больше заданий для самостоятельной работы, развивающих инициативу и творчество.
Первый год эксперимента показал, что хороший учебник нового поколения помогает преодолевать разрыв между большим городом и глубинкой, обеспечивая доступность качественного образования всем учащимся независимо от места проживания. Хороший учебник меняет учителя, заставляет его перестроиться, мыслить и работать по-новому. Этот проект открывает возможности не просто для апробации учебников, а позволяет более широко взглянуть на систему образования сквозь призму учебника. Благодаря эксперименту учителя, методисты, авторы работают в одной команде.

Людмила Густокашина, проректор по учебно-методической работе ПИПКРО:
– Такого целостного, системного проекта по апробации учебно-методических комплектов до сих пор не было. Для нас очень важно было включить учителей-практиков в экспертную оценку дидактических и методических особенностей учебника. Мы серьезно и вдумчиво подошли к отбору претендентов – участников эксперимента, никто не спускал сверху заранее заготовленного списка. На будущий год мы намерены изменить формы общения и обмена опытом – например, проводить встречи творческих лабораторий учителей, наработавших определенный опыт по апробации УМК.
В этом проекте издательство очень четко прописало и свою ответственность: это постоянные встречи с авторами учебников и сотрудниками издательства, которые открыты для сотрудничества с педагогами. Ведь учитель готов работать, но он не может формально относиться к порученному делу. Поэтому когда педагогам дают возможность стать соавторами учебников, проявить себя, дополнить учебник дидактическими материалами, практическими рекомендациями, они стараются оправдать оказанное им доверие. Аура взаимной заинтересованности помогает всем нам активно продвигать этот проект.

Маргарита Леонтьева, главный редактор издательства «Просвещение»:
– Система учета поправок учителей и методистов при переиздании хорошо отработана на примере прошлых апробаций. Собираются «Дневники учителя», замечания анализируются, обобщаются, передаются автору для доработки. «Дневник учителя», в котором оценивается каждый параграф отдельно, является самым убедительным аргументом в доработке учебника. Никакие другие доводы – редактора, других специалистов в этой области – так не убеждают, как этот. Каждый автор считает, что он написал идеальный учебник (и это правильно!), до тех пор пока его не проанализирует педагог. В свое время академик Колмогоров говорил, что его многому научили учителя. Когда большинство учителей сходятся во мнении, что параграф слишком длинный и трудный для усвоения, то устранить этот недостаток необходимо. А если все трудно и все непонятно, то навряд ли мы будем внедрять такой учебник, который явно потом будет отвергнут.
С другой стороны, не надо опускать сложный учебник до уровня учителя, а надо поднимать учителя до уровня учебника. Справедливость этого тезиса подтверждается на ярком примере учебника по геометрии под редакцией Колмогорова, когда на первом этапе учителя критиковали его за чрезмерную сложность, но именно благодаря этому учебнику удалось поднять профессиональный уровень педагогов.
Вообще этот эксперимент можно рассматривать как совершенно уникальные курсы повышения квалификации, которые помогут педагогам, методистам целенаправленно выбирать учебники и вдумчиво работать с ними, а издателям еще более ответственно выполнять свою миссию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"