Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 85 
 

Борис СОКОЛОВ

Загадки мифов Индии

Гусева Н.Р.  Индуизм и мифы древней Индии.

Гусева Н.Р.
Индуизм и мифы древней Индии.
М.: Вече, 2005

Книга известного индолога Натальи Гусевой будет полезна как на уроках всеобщей истории, так и на занятиях по курсу мировой художественной культуры. Об индийской цивилизации и культуре в школьных учебниках говорится явно недостаточно, и школьники обычно хуже знают ее, чем даже культуру соседнего Китая, не говоря уж о культурах народов Европы. Книга Гусевой помогает развеять многие связанные с Индией и индуизмом мифы и предрассудки. Как поясняет автор, «индуизм – это пышно цветущее язычество, исторически сложившееся и существующее в русле социально-правовых, поведенческих, этических, ритуальных и жизненно-бытовых норм и регуляций». В то же время он «не может быть назван только религией в западном понимании этого определения… Индусом нельзя стать, в индуизм нельзя обратиться, индусом можно только родиться, а вслед за этим немедленно подпасть под воздействие чувств, мыслей, веропредставлений окружающих людей». По этой глобальной причине «все попытки тех жителей западных стран, которые в соответствии с распространившейся модой объявляют себя индусами (кришнаитами, шиваитами, тантристами и т.д.), могут быть оценены только как попытки выглядеть индусами».
В книге также подчеркивается, что индуистская мифология является до сих пор лишенной сколько-нибудь системной классификации из-за чрезвычайного обилия мифов, легенд и преданий с многочисленными причудливыми сюжетами. А вот что сообщает Гусева по поводу древнейшего индийского эпоса «Махабхараты»: «В нее впиталось неимоверное количество тех религиозных, сказочных и легендарных мотивов и сюжетов, которые порождались всей массой индийского населения в условиях зарождения и развития его многорелигиозности, многосословности, многоэтничности и многокастовости… Эта поэма, подобно снежному кому, катилась сквозь века и тысячелетия, непрерывно обрастая все новыми и новыми слоями, да она не окончена и к нашему времени, и то, что происходило недавно, как происходит и сейчас в жизни народа, находит свое отражение в новых эпизодах, которые в народной молве постоянно выдаются за эпизоды “Махабхараты”».
В книге подробно описывается религиозная система индуизма. Автор полагает, что «древний (добуддийский) этап развития индуизма неотделим от всех его последующих этапов, поэтому неправильно присваивать ему отдельное название – брахманизм, как это долго было принято в науке.
Процесс возникновения, расцвета и отмирания буддизма в Индии протекал параллельно процессу развития индуизма. Община буддистов не боролась с индуизмом, а лишь существовала в Индии как одна из многих общин, и философское учение буддизма не внесло решающих изменений в процесс формирования индуизма, а лишь повлияло на некоторые стороны его ритуальной практики». В то же время Гусева признает, что «в современных условиях все более заметным становится отход индусов от приверженности к тщательному выполнению ритуальных предписаний. Новые общественные отношения подрывают освященные индуизмом кастовые ограничения и способствуют тому, что религиозное и кастовое самосознание становится классовым» (точнее, я думаю, будет сказать – социальным). Основной же принцип индуизма: «Жизнь вечна, как вечна Вселенная и вечна мудрость».
В книге также рассказывается о зарождении индийского этноса, происхождении и развитии индуизма, о пантеоне его богов. Говорится и об индуистских обрядах, в том числе о кровавых жертвоприношениях, связанных в прошлом с ведическими культовыми обрядами. Отдельные главы посвящены касте жрецов и отшельников, индуистским храмам, культовой и обрядовой практике, основным индуистским праздникам, а также, как это ни удивительно, влиянию индуизма на тип деревень в Индии. Последнее проявилось в том, что поселки разделены по кастам, а связи между поселками разных каст в одной деревне были ограничены, что отразилось в планировке. Как подчеркивается в книге, «в разных типах планировки индийских деревень отражается и определенная изолированность наиболее древних групп автохтонного населения, в силу чего даже в современных условиях можно иногда наблюдать, как такие группы во многом продолжают сохранять древнейшие особенности в своей социальной структуре и в комплексах ритуальных, бытовых и поведенческих норм». В качестве приложения в книге даны примеры общности сакральной и магической лексики ариев и славян, очевидно, восходящей к единой индоевропейской праобщности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"