Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 85 
 

Борис КУЗНЕЦОВ
директор Ассоциации издателей учебной литературы «Российский учебник»

Учебное книгоиздание для общеобразовательной школы: что впереди?

О некоторых УМК по английскому языку

15 апреля 2005 г. в Совете Федерации прошел круглый стол, организованный Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, на тему «О правовом регулировании отношений в области издания учебной литературы и обеспечения ее доступности». Фактически речь шла конечно же не только о правовых вопросах, но о всем комплексе проблем, связанных с учебным книгоизданием, и не только для общеобразовательной школы. После обсуждения были приняты рекомендации различным органам государственной власти, органам местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений. Свою позицию в ходе обсуждения высказали и издательства учебной литературы – члены Ассоциации «Российский учебник». Вкратце эта позиция может быть сведена к нескольким основным положениям:
«Проблемы учебного книгоиздания для общеобразовательной школы существуют, пожалуй, столько же лет, сколько и современное учебное книгоиздание постсоветского периода нашей истории. Именно для решения или содействия решению этих проблем была создана Ассоциация издателей учебной литературы «Российский учебник». Существует она уже шесть лет. Издательства, входящие в ассоциацию, выпускают ныне около 60% всех учебников, включенных в утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации федеральный перечень. Наши издательства уже много лет специализируются на выпуске учебной литературы для школы. Именно поэтому им хорошо знакомы и реальное положение дел в этой сфере, и те проблемы, с которыми сталкивается сегодня учебное книгоиздание.
На протяжении последних лет ассоциация активно сотрудничала с Министерством образования практически по всем вопросам учебного книгоиздания. И это сотрудничество, на наш взгляд, было достаточно продуктивным. При этом мы исходили и исходим из того, что одним из важных направлений работы сегодня остается создание стабильных и долговременных условий для функционирования и развития всего образовательного комплекса страны, в том числе учебного книгоиздания как его важнейшей составляющей. Условий, которые работали бы не на решение локальных задач в интересах отдельных участников образовательного процесса, а на действительное его развитие с учетом экономических и социальных реалий в жизни общества.
Принятие Закона Российской Федерации «Об образовании», который включил в число принципов государственной политики в области образования «свободу и плюрализм», способствовало формированию и развитию нового рынка учебной литературы, основанного на принципах вариативного обучения, создало возможности для повышения роли учителя и активного использования его профессионального опыта при отборе учебной литературы и практической работе с ней. Следствием развития рынка стала конкуренция издательств и актуализация вопросов качества учебной книги и снижения ее цены. Это естественно, поскольку по мере развития рынка конкуренция все более характеризуется не количеством издаваемой литературы, а ее качеством и ценой, что отражает и современное состояние российского рынка учебной литературы для общеобразовательной школы. Издательства в своей работе в полной мере ощущают эти процессы. Известна в этой связи существенная роль в обеспечении качества учебников Российской академии наук и Российской академии образования. Большая часть учебников создана при непосредственном участии ученых этих академий. А если и есть учебники, написанные без них, то тексты в обязательном порядке анализируются специалистами РАН и РАО, без участия которых не обходятся экспертные группы.
Более того, именно в связи с развитием рынка, с необходимостью доведения учебной книги до школы издатели решают в том числе и общегосударственные задачи, такие как обучение школьных учителей, издание большого числа методических пособий. Только на обучающие семинары для учителей издательства по самым скромным оценкам за последние десять лет затратили не менее 75 млн долларов. В дополнение к этому фактически ежегодно издательства авансируют российское образование, поставляя в школы учебную литературу к началу учебного года, не дожидаясь оплаты поставок.
В то же время за последние годы не было сколько-нибудь длительного периода, когда правила, по которым издательства работают над созданием учебников и взаимодействуют с Министерством образования и науки, были бы стабильны и ясно определены. Именно поэтому важным для системы общего образования остается создание полного пакета документов, определяющих порядок создания, экспертизы, грифования и использования в учебном процессе учебной литературы.
Сегодня можно по-прежнему констатировать отсутствие работающей системы взаимодействия субъектов образования и учебного книгоиздания для школы. Связано такое положение с действием ряда факторов, в том числе с все еще продвигаемой идеей искусственного ограничения числа используемых в школе учебников, а также с уже внедряемым изменением порядка экспертизы учебной литературы. Кроме того, очевидными сдерживающими факторами являются несовершенство системы финансирования закупки учебников и отсутствие внятной государственной политики в части формирования экономических и правовых условий для минимизации цены на школьную учебную книгу.
В этой связи издательства – члены Ассоциации «Российский учебник» считают необходимым принятие на федеральном уровне согласованных решений для формирования долгосрочных и приемлемых для всех субъектов образования и учебного книгоиздания условий и правил взаимодействия в целях обеспечения образовательных учреждений качественной учебной литературой, соответствующей целям и задачам развития и модернизации отечественного образования. Практика последних лет показала, что создание специального федерального закона «Об учебном книгоиздании», различные проекты которого создавались и обсуждались, в частности, в Государственной думе, сопряжено с серьезными проблемами. В этой связи на данном этапе, на наш взгляд, формой реализации этих решений могут быть рекомендации Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, принятые в результате работы «круглого стола».
Базовые положения этих рекомендаций должны зафиксировать реалии, достигнутые сегодня в области учебного книгоиздания, и сформулировать стабильные условия его развития на перспективу.
Вместе с тем можно было бы подготовить и иные инициативные предложения. В частности, это касается вопросов налогообложения, правовых вопросов и формирования действенной информационной системы учебного книгоиздания. В последнем случае речь идет о необходимости такого информационного обеспечения, которое бы в мониторинговом режиме отражало реальное положение дел с изданием, наличием и обеспеченностью образовательных учреждений учебной литературой. Сегодня в условиях отсутствия подобного обеспечения принятие обоснованных управленческих решений в области учебного книгоиздания на различных уровнях государственной власти невозможно.
Если же говорить о том, в каких направлениях должны проходить изменения в учебном книгоиздании, то издательства – члены Ассоциации «Российский учебник» убеждены, что это не введение жестких ограничений и не создание единственного «правильного» учебника, не все новые «революционные» изменения. Основой изменений могут быть только формирование внятной государственной политики в области учебного книгоиздания, разнообразие подходов и взглядов, наличие научно обоснованных требований к содержанию образования и, наконец, свобода издательской деятельности в части создания школьных учебников».
В доработанном и утвержденном по результатам работы «круглого стола» документе содержится ряд важных рекомендаций, в том числе:
Президенту Российской Федерации:
рассмотреть возможность вынесения в 2005 году на обсуждение Государственного совета Российской Федерации вопроса о защите конституционных прав граждан на образование, в том числе в части обеспечения доступности и качества учебной литературы для обучающихся и педагогических работников.
Федеральному Собранию Российской Федерации:
разработать и внести на рассмотрение в Государственную думу законопроект, направленный на формирование государственной политики в области издания учебной литературы и обеспечения участников образовательного процесса, урегулирования возникающих при этом правовых отношений…
Правительству Российской Федерации:
рассмотреть на заседании Правительства Российской Федерации вопрос: «Об обеспечении учебниками обучающихся в государственных образовательных учреждениях»;
поручить Министерству финансов Российской Федерации:
предусмотреть в бюджете 2006 года выделение субвенций дотационным регионам Российской Федерации на комплектование библиотечных фондов общеобразовательных учреждений современными учебниками в количествах, достаточных для освоения основных образовательных программ в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта;
предусмотреть меры по государственной поддержке издательских и полиграфических организаций, специализирующихся на выпуске учебной продукции для государственных нужд, а также по защите потребителя от некачественной продукции.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
привлечь ученых Российской академии наук и Российской академии образования для разработки и утверждения единых характеристик качества учебника и четких принципов их отбора в Федеральный государственный перечень, обеспечить системность и гласность в работе Федерального совета по учебникам;
принять конкретные меры по совершенствованию деятельности единой информационной системы выбора учебной продукции;
вынести на обсуждение коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации предложения по введению института экспериментальных учебников нового поколения, в том числе электронных;
внести в «Положение о лицензировании образовательной деятельности» пункта о минимальных нормативах обеспеченности учебниками образовательных учреждений всех уровней;
организовать и провести инвентаризацию библиотечных фондов учреждений, подведомственных Федеральному агентству по образованию, с целью приведения их в соответствие с современными требованиями.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
разработать республиканскую, региональную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы обеспечения учебными изданиями обучающихся, в том числе через библиотечные фонды образовательных учреждений;
предусматривать ежегодное выделение из бюджета субъекта Российской Федерации субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных образовательных программ в части финансирования расходов на закупку минимума учебных изданий, обеспечивающего реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта…
Органам местного самоуправления:
предусматривать ежегодное выделение средств из бюджетов органов местного самоуправления на приобретение учебных изданий для подведомственных дошкольных образовательных учреждений…
Руководителям образовательных учреждений:
с целью обеспечения соответствующего качества образовательного процесса провести инвентаризацию книжных библиотечных фондов, привести их в соответствие с современными требованиями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru