Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 85 
 

С.В.ОСТРОВСКАЯ,
ассистент кафедры
романо-германских языков ВГПУ
В.В.КРАВЕЦ,
учитель лицея № 2
г. Волгограда

Новые акценты

О некоторых УМК по английскому языку

В последние годы наблюдается повышенный интерес российского общества к изучению иностранных языков. Современная реформа в области образования определяет обучение иностранным языкам как одно из приоритетных направлений. Наиболее существенными мероприятиями в рамках этой реформы являются введение единого государственного экзамена по английскому языку и включение в Базисный учебный план изучения иностранного языка с 2-го по 4 класс начальной школы.
Стало очевидным, что подобные преобразования приводят к обострению ряда проблем, таких как совершенствование и перераспределение содержания образования, использование новых обучающих технологий, профессиональная переподготовка педагогов.
Особенно актуальным становится и вопрос выбора учебных пособий. Сегодняшний рынок учебной литературы по иностранным языкам предоставляет нам большое разнообразие российских и зарубежных авторских программ, рекламные лозунги которых заставляют задуматься даже опытных методистов. И только в процессе работы с конкретным учебным пособием можно получить наиболее полное и объективное представление о нем и сделать вывод об эффективности его использования.
ЕГЭ по английскому языку предполагает задания трех уровней, соответствующих уровням, определенным документами Совета Европы. Таким образом, программа учебного курса должна отвечать международным стандартам. А изданные ранее российские учебники ориентировались на стандарты, заложенные в российских программах. Очевиден разрыв между требованиями современного стандарта и целями учебных пособий.
В этом отношении британский рынок учебных курсов отличается своей мобильностью. Любые методические нововведения моментально находят отражение в новых пособиях. Однако, во-первых, учебники эти являются дорогостоящими для массовой школы, а во-вторых, по признанию многих педагогов и методистов, в них отсутствует кросс-культурный компонент. То есть учащиеся знакомятся подробно только с традициями, обычаями, праздниками стран изучаемого языка, забывая о своей собственной культуре. Таким образом, в ходе обучения английскому языку не формируется предусмотренная в стандарте образования социокультурная компетенция, подразумевающая диалог культур.
Учитывая вышесказанное, имеет смысл обратить внимание педагогов на несколько современных российских учебных курсов, которые призваны отвечать новому учебному стандарту по английскому языку.
Одним из таких УМК является серия “Enjoy English”(авторы М.З.Биболетова, Н.В.Добрынина, Е.А.Ленская и др.) для 2–9 классов общеобразовательной школы.
Авторы поставили своей основной целью формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности общаться на английском языке в устной и письменной форме в рамках, заложенных программой. Тематика, представленная в учебниках, подобрана с учетом ее коммуникативной ценности, а также интересов и жизненного опыта учащихся каждого возраста. Например, в “Enjoy English-4”для учащихся 12–13-летнего возраста авторы создали сюжетную линию, в основе которой лежит идея о международной телеконференции “We live on the same planet” для подростков разных стран, проводимой в Интернете. Бесспорно, в наш век прогрессивных информационных технологий ученикам было бы интересно принять участие в современных интернет-проектах, поскольку учащиеся уже имеют опыт работы с компьютером и виртуального общения, такая ситуация повышает мотивацию к изучению английского языка, поскольку он является признанным в Интернете международным языком. Кроме того, идея общения со сверстниками удачно отражает основную ведущую деятельность подростков данного психологического возраста – межличностное общение.
Сами задания, предложенные авторами учебника, а также их формулировки делают общение на уроке максимально приближенным к реальной коммуникации. Надо также отметить, что курс построен на базе личностно-ориентированного подхода, когда учащимся предлагается высказать свое мнение о какой-либо проблеме. С этой целью авторы предлагают в качестве подтем дискуссионные вопросы. Например, в теме «Взгляд на проблемы подростков. Школьное образование (“Enjoy English-4” Unit 3)» выделяются следующие подтемы: «Школьные проблемы в России и англоговорящих странах», «Какую бы школу ты хотел посещать: частную или государственную», «Хотел бы ты носить школьную форму» и др.
Перечисленные названия тем делают очевидным, что в учебном пособии соблюдается принцип социокультурной направленности курса. Учащиеся имеют возможность познакомиться с актуальными для них аспектами жизни подростков других стран и сравнить их быт, культуру, ценности со своими.
Важно заметить, что тексты для чтения и аудирования взяты из аутентичных источников: рекламные объявления, реальные интервью, письма, сообщения из Интернета и др.
УМК «New Millennium English» предназначен для 5–11 классов общеобразовательной школы. Название учебного курса говорит само за себя. Познакомившись с концепцией учебника и поработав с ним, можно уверенно сказать, что это прорыв нового тысячелетия, учебный курс, включивший в себя все лучшее, накопленное в российской и британской методиках. Учебник успешно готовит учащихся школы к сдаче ЕГЭ.
Еще один современный учебный комплекс – “Happy English.ru” (5–7 классы), авторы К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман, для общеобразовательной школы, издательство «Титул». УМК включает учебник, книгу для учителя, две рабочие тетради с раздаточным материалом и две аудиокассеты. Особенностью содержательного построения учебного курса является использование приключенческой сквозной сюжетной линии, оригинальное обучение грамматике через сказочных персонажей, живущих в городе Do Did Done ( 6 класс), красочные схемы и помощника-консультанта Mr Help. На начальном этапе задания даны как на русском, так и английском языках с постепенным уменьшением русских формулировок. Авторами также органично используются различные виды игр – quiz-game, table-game как подготовка к тесту. Органично в процесс обучения вводится проектная работа. Замечательная находка: мини-рубрики – 100% English, When in Rome, Idioms. Хорошим дополнением к материалу, представленному в учебнике, является рабочая тетрадь (1, 2), включающая раздаточный материал и рубрику Test yourself, способствующую развитию автономии учащихся.
В целом данный УМК обеспечивает необходимый уровень языковой подготовки учащихся в соответствии с требованиями действующих образовательных программ и государственного стандарта для общеобразовательных учреждений России.
Хотелось бы сказать несколько слов и об учебном курсе «Английский язык для XI класса школ с углубленным изучением английского языка», издательство «Просвещение», под редакцией В.В.Сафоновой, Е.Н.Солововой, Е.В.Кавнатской, Л.Г.Кузьминой. Этот УМК кроме учебника непосредственно включает также пособие по культуроведению, контрольные задания, книгу для учителя и комплект аудиокассет.
Эта книга, скажем так, для «взрослых» может использоваться как основа для профильного обучения, чему способствует насыщение учебного комплекса содержательной тематикой, интересной молодому человеку, вступающему в сложный современный мир, стоящему на пороге выбора будущей профессии. Учащиеся могут получить информацию о системе образования за рубежом, потренироваться в заполнении различных форм заявлений, сравнить систему образования в России и Великобритании, выявить свои слабые и сильные стороны как личности, узнать себя – рубрика “How well do you know yourself?”, “What English do you need in your future career?”, “How do you learn English?”. Кросс-культурный компонент хорошо проявляется в групповых и дискуссионных заданиях на сопоставление поведения, привычек жителей разных стран, актуально присутствие информации о странах Европы – Europages. Развитию автономии учащихся способствует наличие целого ряда заданий с реальными ситуациями – “Can you survive in the English-Speaking Environment?”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"