Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Магическое заклинание современной педагогики

Европейские школы, как и российские, сначала включили в программы “ключевые компетенции”, а потом решили выяснить, что это такое

“Программа пройдена”. Мы обдумываем, насколько хорошо дети выучили правила или формулы, над чем придется поработать в следующем году. Однако в последнее время все больше педагогов уделяют внимание тому, насколько ученики овладели некими универсальными, надпредметными умениями: тем, что сегодня называют компетенциями. Более того, умное слово записано в государственных образовательных программах почти всех европейских стран. Размышляя о сближении национальных систем образования, о создании единого европейского пространства, Европейский союз решил наконец прояснить термин “ключевые компетенции”, который встречается сегодня в каждом международном документе по вопросам образования. Какой смысл вкладывают в это словосочетание учителя, к каким изменениям в системе приводит смена цели: вместо знаний – компетенции, да еще «ключевые»? То есть такие, которые дают человеку не сумму готового знания, а некие «ключи» к получению образования и успешной реализации в жизни.

Все страны – члены Евросоюза, а также Эстония, сообщившая о своей заинтересованности и непременном желании участвовать в исследовании, ответили на вопросы анкеты, касающейся определения содержания ключевых компетенций и включения их в обязательные программы всех европейских школ.
Прежде всего оказалось, что ключевые компетенции не всегда связаны с освоением учебного предметного содержанием. В частности, три страны (Бельгия, Португалия и Великобритания) записали в свои программы такие компетенции, как коммуникация, сотрудничество (включая умение организовать групповую работу) и решение проблем. Финляндия уделяет особое внимание умению учиться.
Но большинство стран важнейшими компетенциями считают владение родным языком и основами математики. О развитии социальных умений, личностных способностей речь не идет.
Совершенствование компетенций во всех европейских странах происходит примерно на одних и тех же предметах: родном языке, математике, иностранном языке, физической культуре, искусстве, естественных и социальных науках.
Естественно, везде дети осваивают компьютерную грамотность, но это считается межпредметным умением и входит как составная часть в курс других предметов.
Педагогические цели, методы очень разнообразны и, похоже, не очень связаны с появлением идеи компетентности. Каждый учитель сам выбирает, как и зачем делать то, что ему предписано программой. Единственное, что заметно повсюду, – это все большее распространение интерактивных, творческих форм преподавания, развивающих критическое мышление и взаимодействие между участниками образовательного процесса. Ребенок теперь все чаще участвует в процессе собственного образования как его полноценный субъект.
Однако все новаторские идеи забываются… в момент завершения учебы. Почти повсюду экзамены по-прежнему проверяют сумму знаний, которую ребенок смог получить в школе. Правда, в Великобритании подросток, получая аттестат за среднюю школу (аналогичную нашей девятилетке), должен продемонстрировать не только знания, но и некие компетенции. Но сдать выпускной тест (аналог нашему ЕГЭ) компетенции ему не помогут. Приходится зубрить…
В большинстве стран право проверять экзаменационные тесты доверяют той школе, где ребенок учился. Там считают, что оценивать нужно не некий абсолютный уровень информированности, а прогресс, достигнутый учеником. И кто же лучше учителя знает, какой путь прошел конкретный выпускник? Централизованная система проверки экзамена сохраняется только в трех странах: Германии, Великобритании и Франции.

По материалам доклада ЮНИСЕФ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"