Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

“Защищать УВК невозможно и нецелесообразно”
Так считают в Думе. Вопрос только в том, что будет с людьми, проработавшими
в учебно-воспитательных комплексах все эти годы

27 мая Госдума рассмотрела в первом чтении несколько образовательных законопроектов, внесенных региональными парламентами. Все они получили отрицательные отзывы правительства и профильного комитета. Представителям регионов не удалось убедить депутатов в важности своих законодательных инициатив и на пленарном заседании.
Два обсуждавшихся на пленарном заседании законопроекта недавно рассматривал Комитет по образованию и науке (см. “ПС” № 34 от 17 мая 2005 года). Вкратце напомним их содержание: Московская городская дума предлагает внести в типовой перечень образовательных учреждений кадетские школы и интернаты, а Воронежская областная дума – учебно-воспитательные комплексы (УВК).
Комитет признал эти законодательные инициативы избыточными, поскольку, по мнению большинства его членов, действующей нормативно-правовой базы вполне достаточно для того, чтобы у кадетских корпусов и УВК не возникало юридических и экономических проблем. Однако авторы законопроектов считают иначе. И попытались доказать свою правоту парламентариям.
– Придание кадетским школам особого статуса послужит стимулом для их успешного развития. Работающие там специалисты получат материальное поощрение и от органов управления образованием, и от Министерства обороны, – заявил докладчик по первому законопроекту, депутат Мосгордумы Евгений Балашов.
– Поступают сигналы о том, что местные власти распродают имущество и земли УВК, которые за годы своей деятельности “приросли территориями и зданиями”, поскольку в их структуре детские сады, изостудии, спортшколы, – сообщил представитель Воронежской областной думы Николай Куралесин.
Надо заметить, что УВК утратили юридический статус в 1996 году, после выхода в свет второй редакции Закона “Об образовании”. С тех пор руководители УВК обращались ко всем министрам образования с просьбой устранить существующий юридический пробел, но за все эти годы ситуация так и не изменилась.
– Последним министром, давшим обещание решить проблему, был Андрей Фурсенко, но он своего слова не сдержал, – заявил Куралесин.
Председатель Комитета Думы по образованию и науке Николай Булаев призвал депутатов отклонить оба законопроекта.
– Кадетские школы и УВК находятся в муниципальном и региональном ведении, – объяснил Булаев. – Поэтому принять какие-то меры по их защите на федеральном уровне невозможно, да и нецелесообразно. Решение проблемы зависит от того, насколько власть в регионе понимает проблемы системы образования, заинтересована в том, чтобы лучшие из этих учреждений не только сохранить, но и развить, в том числе за счет укрепления их материальной базы, введения различного рода доплат. И такие полномочия у региональной власти есть.
– Но типология общеобразовательных учреждений устанавливается федеральным законом, на региональном уровне такие вопросы не решаются! – возразил заместитель председателя комитета Олег Смолин.
Однако большинство депутатов проголосовали за отклонение этих двух законопроектов.
Еще один законопроект, который постигла та же участь, был внесен Законодательным собранием Краснодарского края: “О внесении изменения в ст. 29 Закона РФ “Об образовании” (в части расширения перечня вопросов, относящихся к компетенции субъектов РФ в области образования)”.
– Цель документа состоит в том, чтобы предоставить субъектам РФ право регулировать обязательные требования к содержанию дополнительных образовательных программ с учетом региональных, социально-экономических, культурных особенностей, – объяснил докладчик, член Совета Федерации Алексей Шишков.
Дело в том, что в действующем Законе “Об образовании” эта норма распространяется лишь на программы общего и профессионального образования (где действуют стандарты или базисные учебные планы) и устранить существующий юридический пробел в отношении дополнительного образования, по мнению А.Шишкова, необходимо, чтобы упорядочить ситуацию в этой сфере.
По его словам, программы дополнительного образования реализуют не только школы, но и общественные, коммерческие организации, отдельные граждане, деятельность которых не регламентируется никакими нормативными актами. Особое беспокойство вызывают миссионерские учреждения, которые обучают оккультным наукам, целительству и т.д.
Попытка принять краевой закон вызвала возражения местного управления юстиции, посчитавшего, что данный вопрос регулируется федеральным законом.
Однако, по мнению Николая Булаева, при необходимости обязательный минимум дополнительных образовательных программ и требования к ним могут быть установлены органами власти регионального или муниципального уровня.
В поддержку законопроекта высказался только депутат от Краснодарского края Борис Кибирев, в остальном судьба документа была предрешена.
Тем более что в этот день по горячим следам энергетического кризиса, произошедшего накануне в Москве и близлежащих регионах, бурно обсуждалось постановление о РАО ЕЭС и отставке А.Чубайса. Жаркие дебаты вызвало заявление, принятое сеймом Литовской Республики, о последствиях Второй мировой войны в Европе. Кроме того, большое внимание народные избранники уделили проекту постановления ГД о создании комиссии “по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод… в иностранных государствах”.
О том, чтобы обеспечить права педагогов, работающих в УВК и кадетских школах на территории России, депутаты не позаботились.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru