Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2005

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N45
СЮЖЕТЫ 

Алексей МИТРОФАНОВ

Вместилище мух и жучков

Ранним утром пляжи Светлогорска заполняются довольно странными курортниками.
Они не загорают, не купаются и не едят шашлык. Эти люди ползают по берегу и всматриваются
в песок. Они ищут янтарь.
Изделия из янтаря конечно же можно купить с комфортом и совсем недорого – днем променад уставлен столиками с этим знаменитым светлогорским сувениром. Но гораздо интереснее самостоятельно найти янтарик. Если повезет – с застывшим в нем жучком или же мушкой.

“На море-окияне, на острове Буяне лежит алатырь-камень, а в том камне сила великая, сила могутная, всяку беду отгоняющая, всяку хворь исцеляющая, всяку печаль утоляющая”.
Что это за алатырь-камень такой? Ну конечно, янтарь. Действительно, столетия назад считалось, что янтарь не только помогает от заболеваний щитовидной железы, но и исцеляет вообще от всех болезней, а также придает физическую, умственную, нравственную силу и приносит удачу в делах.

Алатырь-море –
всем морям отец,
Алатырь-камень –
всем камням отец.
Лежит он среди моря,
среди моря синего,
идут по морю много
корабельщиков,
у того моря
останавливаются,
они берут много
с него снадобья,
посылают по всему
свету белому...

Алатырь-море, – разумеется, Балтийское. Именно здесь, на территории Калининградской области, по сей день производится девять десятых мирового объема янтаря. Другие регионы не выдерживают конкуренции.

* * *

Янтарь издревле интересовал людей, не только проживавших на Балтийском море, но и обретавшихся в разных частях земного шара. На заре нашей эры Нерон, император римский, посылает специальную экспедицию на Балтику. А Плиний Старший пишет о той экспедиции отчет: “Установлено, что происходит с островов Северного моря и у германцев носит название glaesum, ввиду этого и наши соотечественники, участвовавшие в военных операциях флота цезаря Германика, назвали один из этих островов Glaesaria – у варваров он назывался раньше Аустеравия... Недавно было точно установлено, что от Карнунтума в Паннонии 600 тысяч римских шагов до того берега Германии, откуда ввозится к нам янтарь. И поныне жив еще римский всадник, посланный туда для приобретения янтаря Юлианом, ведавшим устройством гладиаторских игр при принцепсе Нероне. Он обошел некоторые торговые пункты и берега и привез такое огромное количество янтаря, что сетки, защищавшие балкон от диких зверей, скреплены были янтарем, а вся арена и носилки для убитых гладиаторов и все прочее снаряжение, необходимое для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в самой пышности каждого отдельного дня этих игр”.
Отдавал должное этим исследованиям и Корнелий Тацит: “Эстии... также обыскивают и море и одни из всех на его отмелях и даже на самом берегу собирают янтарь, который сами называют “глэзум”. Но вопросом о природе его и как он возникает, они, будучи варварами, не задавались и ничего об этом не знают: ведь он долгое время лежал вместе со всем, что выбрасывает море, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы. У них самих он никак не используется; собирают они его в естественном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему изумлению, получают за него цену”.
Кстати, тот же Тацит описал самих “варваров эстиев”: “Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид, как у свевов, а язык похож на бри-
танский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабана. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, часто же дубинами. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем нежели это соответствует обычной лености германцев”.
Да уж, можно посочувствовать горю Корнелия Тацита – потрясающей красоты “глэзум” обретается не в Средиземном море, а на Балтике, среди каких-то недостойных “варваров”, которые пусть и трудяги, но молятся матери, защищаются кабаном и не интересуются происхождением этого “глэзума”.
С тех пор прошли почти что два десятилетия, и по большому счету ничего не изменилось. И сам янтарь, и его неустанные добытчики все так же вызывали любопытство иностранцев. Артемий Выводцев, российский консул в Кенигсберге, шлет в 1898 году в Санкт-Петербург такое донесение: “Янтарь залегает на Земландском побережье на пространстве длиною в пять миль. Ежегодная добыча составляет около 480 тонн при средней цене за один фунт 12 золотых марок. Янтарь добывается из моря сетями и сачками, длинными шестами с лопатами на конце, с помощью особых аппаратов или “водолазным путем” (последний из-за большой дороговизны практиковался меньше всего). Самым эффективным считается рудокопный способ добычи. В Пальмникене (ныне поселок Янтарный. – А.М.) трудилась целая армия рудокопов, в числе которых были приезжавшие в Восточную Пруссию на заработки русские подданные”.
Даже интонация примерно та же, что у Плиния с Тацитом.

* * *

Янтарь сподвигал к романтическому сочинительству.

Поздно, прощай!..
И кора покрывает последнее слово.
Слезы оттуда текут,
источась на молоденьких ветках.
Стынет под солнцем янтарь,
который прозрачной рекою
принят и катится вдаль...

(Овидий Назон, “Метаморфозы”)

А Михайло Ломоносов философствовал:

В тополевой тени гуляя, муравей
В прилипчивой смоле увяз ногой своей.
Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,
По смерти в янтаре у них стал драгоценный.

Он же писал (от лица тех самых муравьев и мушек) о происхождении янтаря: “Пользуясь летней теплотою и сиянием солнечным, гуляли мы по роскошествующим влажностью растениям, искали и собирали все, что служит к нашему пропитанию; услаждались между собою приятностью благорастворенного времени и, последуя разным благовонным духам, ползали и летали по травам, листам и деревьям, не опасаясь от них никакой напасти, и так садились мы на истекавшую из дерев смолу, которая, нас привязав к себе липкостью, пленила и, беспрестанно изливаясь, покрыла и заключила отовсюду.
Потом от землетрясения опустившееся вниз лесное наше место вылившимся морем покрылось: деревья опроверглись, илом и песком покрылись, купно со смолою и с нами, где долготою времени минеральные соки в смолу проникли, дали ей большую твердость и, словом, в янтарь претворили, в котором мы получили гробницы великолепнее, нежели знатные и богатые люди на свете иметь могут. В рудные жилы пришли мы не иначе и не в другое время, как находящееся с нами окаменевшее и мозглое дерево”.
Вряд ли насекомые и впрямь так были рады своим пусть и великолепным, но гробницам. Но с основной своей задачей Ломоносов справился достойно – описал доподлинный процесс происхождения янтаря с помощью сказочной и романтической истории.

* * *

Янтари служили службу,
Укрепляя прочность уз,
Приносили мир и дружбу,
А порою и союз.
И в Москву царям нередко
По российской той земле
Шли светильники и вазы,
Что поныне есть в Кремле.

– писал поэт Рудольф Жакмьен.
Действительно, янтарь в России был довольно популярен, и притом весьма престижен. Взять хотя бы такой документ: “1674 апреля 17, от царя Алексея Михайловича выдал стольник И.Д.Голохвастов шкатулку янтарную сделана подголовашком, оболочно кожею красною, у подголовашка изнутри на кровле зеркало оправлено янтарем, а в нем сделано три ящичка янтарных же выдвижных, да в нем же всякие мелочи янтарные же, в том числе две чарочки, четыре четвертинки, бараночек маленький, обезьянка на стуле, три чашечки маленькие. Под янтарем писаны травки. И то все отдано великому государю в казну”.
А чего стоит детективная история с Янтарной комнатой.
Тем удивительнее, что простой русский народ не знал о янтаре ну ровным счетом ничего. Одна из первых жительниц, переселившихся сюда после войны, об этом вспоминала: “Понятия не имели, что такое янтарь. Когда с мамой мы жили в подсобном хозяйстве, там были такие огромные куски. Мы их, чтобы поджарить хлеб, бросали в печь. Он сгорает быстро, жар дает. И называли его “канифолью”. Канифоль и канифоль – горит хорошо. На пляже много янтаря валялось – и крупный, и мелкий. Его никто не собирал. Это ведь только в последние годы ажиотаж начался. А тогда на него и внимания не обращали”.
В действительности все же обращали. И в 1946 году даже приказ издали: “Ввиду того, что янтарный завод, находящийся в частичной эксплуатации военторга, не может быть эффективно использован как промышленное предприятие, требующее специфического руководства, приказываю:
Передать янтарный завод со смежными цехами и карьером по добыче янтаря, расположенный на станции Пальмникен Земландского района, из системы военторга в ведение Министерства местной промышленности РСФСР”.
Прошло чуть более десяти лет, и туристический путеводитель, посвященный достопримечательностям Светлогорска, сообщил: “По кромке берега бродят, всматриваясь в воду, искатели янтаря. Сбором янтаря увлекаются очень многие, независимо от возраста. Можно сказать, что почти все отдыхающие отдают дань этому своеобразному виду развлечения. Наиболее удачливым попадается и крупный янтарь, тогда вокруг счастливца собираются окружающие и долго рассматривают прозрачный, налитый солнцем кусочек, стараясь найти в нем доисторическую мушку”.
Янтарь сделался достоянием народа, как ни пафосно звучат подобные слова.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"