Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2005

Первая тетрадь. Политика образования


 

Наталья КЛЮЧАРЕВА

«Все законы о защите детства надо переписывать»

Так считают авторы Альтернативного доклада ООН о положении детей в России

Законы, касающиеся защиты прав ребенка, в России либо не выполняются, либо написаны так, что только усугубляют положение детей. К такому выводу пришли авторы Альтернативного доклада о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка. Доклад, подготовленный несколькими правозащитными неправительственными организациями, будет представлен в Комитет ООН по правам ребенка в сентябре 2005 года. В нем содержатся сведения, несколько расходящиеся с официальной точкой зрения на положение детей в России.

В 1990 году ООН рекомендовала всем странам мирового сообщества выработать специальные политические концепции, посвященные защите прав ребенка, так называемые «национальные планы действий в интересах детей».
Сегодня отечественные правозащитники вынуждены констатировать, что за прошедшие с того момента 15 лет Россия так и не выполнила рекомендации ООН.
В стране до сих пор не создано эффективной системы защиты детей, а все законы, принятые в рамках выработки «национального плана действий», носят чисто публицистический, декларативный характер.
Так, например, в России существует «Закон о профилактике безнадзорности несовершеннолетних». Принят он еще в 1999 году. Но до сих пор не привел к снижению числа беспризорников. Просто в законе никак не описано, что именно надо делать для профилактики безнадзорности, а главное, кто за это должен отвечать.
Кроме недействующих законов, есть законы напрямую дискриминационные, нарушающие права ребенка, прописанные в Конституции.
Например, закон, отменяющий необходимость согласия органов опеки на совершение сделок с недвижимостью, где прописаны несовершеннолетние. Этот документ, принятый в конце 2004 года под давлением крупных риелторов, в десятки раз увеличит количество бездомных детей, считают авторы доклада.
Главным «деструктивным» нормативным актом правозащитники безоговорочно признают 122-й закон.
Самое страшное, по мнению авторов Альтернативного доклада, последствие 122-го закона – это децентрализация ответственности за защиту прав детей.
– Россию разделили на 89 удельных социальных княжеств, – заявил один из авторов доклада, руководитель организации «Право ребенка», Борис Альтшулер. – Где у власти есть возможность, там дети будут жить хорошо, а если такой возможности нет либо губернатор предпочитает тратить деньги на что-нибудь другое, там – не обессудьте, выкручивайтесь, как хотите! И никаких государственных гарантий! Это самая настоящая дискриминация по географическому признаку!
Государство объективно не справляется с проблемой защиты интересов ребенка. И косвенно расписывается в собственном бессилии, перекладывая всю полноту ответственности на регионы. Но это еще, оказывается, полбеды.
Министерство финансов наложило вето на закон о патронатной семье, мотивируя его тем, что у государства нет денег на оплату труда патронатных воспитателей-родителей. Хотя проживание одного ребенка в детском доме обходится государству от 300 до 600 евро в месяц, тогда как на содержание его в замещающей семье требуется в 5–10 раз меньше бюджетных средств.
По словам Бориса Альтшулера, «вокруг сирот, живущих зачастую впроголодь и в невозможных условиях, на самом деле крутятся миллиарды долларов, поэтому органам образования, занимающимся этими вопросами, гораздо выгоднее отправить ребенка в детский дом при живых родителях, чем попытаться решить эту проблему по-человечески».
Альтернативный доклад, который будут читать в ООН, это самый настоящий приговор всему отечественному законодательству в области защиты прав ребенка:
«Деятельность государственных институтов направлена не на профилактику, а на умножение социального сиротства».
Кроме того, в 2004 году принят закон, практически запрещающий иностранцам брать в свою семью русских сирот. Иностранцы усыновляли, как правило, серьезно больных детей. За границей им делали дорогостоящие операции, которые никогда бы не сделали этим ребятам в «родном» детском доме. Многим это спасло жизнь. Теперь 6000 детей (а именно столько человек в год принимали в свои семьи иностранные усыновители) остаются на попечении Российской Федерации, которая, уверены авторы доклада, не в состоянии о них позаботиться.
Главную мысль доклада озвучила на общественных слушаниях, посвященных его публикации, Наталья Яковлева, уполномоченный по правам ребенка.
– Пытаться как-то улучшить российское законодательство в сфере защиты прав ребенка, – сказала она, – бесполезно. Единственный выход – это полностью, с нуля переписывать все законы, затрагивающие интересы детей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"