Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №37/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Глаза у рыбы смотрят в разные стороны...
...А человеку помогают видеть мир объемным.
Но что делать страдающему косоглазием? Испытать на себе метод клинка и цветка

У человека глаза глядят почти параллельно и видят одну и ту же сцену, хотя и под разным немножко углом. Благодаря чему человек обладает способностью стереопсиса – объемного зрения. У нормально видящего человека глаза помогают друг другу. Есть масса задач (например, выделить знакомое лицо в толпе), которые нашему мозгу легче решать, когда он имеет в своем распоряжении два зрительных образа, а не один.
А если такая напасть, как косоглазие? Людей, страдающих косоглазием, узнаешь сразу. У них глаза смотрят в разные стороны. Почему такое случается? Довольно часто – в результате детской травмы. Один глаз на несколько месяцев выбывает из работы (забинтован, например), и ребенок приучается смотреть только вторым, здоровым глазом. Он и становится ведущим. Потом повязку снимают, бывший травмированный глаз снова начинает видеть, но ребенок уже привык обходиться без него. Глаз этот (на жаргоне офтальмологов – «ленивый») глядит куда-то в сторону, видит плохо, ведущему глазу не помогает.
Казалось бы, понятно: если мозг игнорирует сигналы «ленивого» глаза, значит, дело в мозгу. Но в офтальмологии укоренилось мнение, что косоглазие – это проблема глазных мышц. Дескать, надо заставить ребенка смотреть обоими глазами на один предмет, а остальное само наладится. Если такие тренировки не давали результатов, в дело вступал нож хирурга. Мышцы, управляющие «ленивым» глазом, подрезались так, чтобы глаз этот встал параллельно ведущему. Результаты получались мизерные. Ребенок переставал заметно косить, но лучше видеть не начинал.
История системы ЧИБИС (Чисто Бинокулярная Система) началась в 80-е годы. Тогда два офтальмолога из Кемерова – профессор Вера Кобзева и ее аспирантка Галина Плосконос – получили поразительные результаты. Они исследовали темновую адаптацию, то есть способность настроиться на зрение в темноте. И обнаружили, что больные косоглазием справляются с этой задачей гораздо хуже здоровых. Причем не только «ленивым» глазом, но и ведущим. Как же так? Ведущий глаз у «косого» – он же тренированный, за двоих работает! По закону компенсации он обязан видеть лучше, чем глаз здорового человека. Объяснить этот эффект можно было единственным способом – проблема не в глазу. У больных косоглазием детренированы какие-то механизмы обработки зрительной информации в мозгу.
Кобзева и Плосконос поехали в Москву, попытались заинтересовать своими результатами коллег – столичных офтальмологов.
Не найдя понимания у коллег, они обратились в Большую Академию. И попали, на свое счастье, в Институт проблем передачи информации, в известную всем психологам и физиологам Москвы «восьмерку» – Очаковскую лабораторию, которой руководил тогда член-корреспондент АН СССР Алексей Бызов. «Восьмерка» существует и поныне, хотя после смерти Алексея Бызова ее возглавил кандидат биологических наук Владимир Бастаков.
Когда результаты кемеровских офтальмологов попали на стол к Бызову, он сразу понял, что этим надо заниматься: и в научном отношении было интересно, и в плане практическом, медицинском, сулило некую революцию. Ведь получалось, что миллионы людей, страдающих косоглазием, лечат принципиально неправильно. Тренировать-то надо не столько глазные мышцы, сколько сами мозги! Стало быть, нужно сконструировать тренажер, а еще лучше – электронную игрушку какую-нибудь для отработки навыков взаимодействия глаз, чем и занялись две сотрудницы Бызова – Галина Рожкова, сейчас уже ведущий научный сотрудник, профессор, и Татьяна Подугольникова, старший научный сотрудник, вместе с программистами Дмитрием Воронцовым и Валентиной Токаревой. Они-то и создали программу коррекции зрения ЧИБИС.
В «восьмерке» у доктора Рожковой я побывал совсем недавно и детище ее наблюдал в уже доведенном до ума виде.
ЧИБИС – никакой не прибор, а просто компьютерная программа. В самом темном углу лаборатории (чтобы свет не мешал) стоит обыкновенный компьютер с большим экраном. «Смотрите на экран, – говорит Галина Ивановна, – что видите?» А ничего понятного. На экране беспорядочно разбросанные красные и синие точки. Ни малейшей возможности вычленить из этого хаоса какую-нибудь осмысленную фигуру. «А теперь наденьте очки». Очки необычные – одно стекло красное, другое синее. Надеваю. Полное впечатление, что перед дисплеем, сантиметрах в пяти, висит сотканное из точечек кольцо. Ну примерно как если бы его вырезали из плексигласа, разрисовали мелкой крапкой и подвесили на ниточках. Но никакого кольца нет – это иллюзия. Щелкаю мышкой. Вместо кольца выплывает квадрат. Увидеть его объемность уже несколько труднее. Щелкаю еще раз. Крестик. Или не крестик?
Вот это и есть тренажер для отработки навыков объемного зрения. Идея вкратце такова: у человека есть два механизма, позволяющие видеть мир объемным, один – бинокулярный, второй – монокулярный, опирается на светотень, перспективу и опыт. Глядя на мир одним глазом, мы все равно воспринимаем его объемным. Мы понимаем, что всадник в черной бурке близко, а Казбек далеко. Почему? Да просто мы в курсе, что всадник маленький, а Казбек большой. Зажмурив один глаз, мы все равно видим лимон круглым, а стенку плоской. По той же самой причине – у нас есть опыт. Мы знаем, как ложатся тени на круглый предмет.
Вот поэтому и нельзя тренировать детей с нарушенным бинокулярным зрением на реальных сценах. Они будут ориентироваться на свой опыт и просто-напросто обманывать врача. Нужно сочинить для них такие задания, с которыми без бинокулярности, без взаимодействия двух глаз в принципе справиться нельзя. Так родилась идея использовать метод случайно-точечных стереограмм.
Представьте себе прозрачную статую (идеально прозрачную, как воздух), которую разукрасили случайным образом множеством черных крапинок, а потом сфотографировали с двух точек на фоне такой же крапчатой стены. На каждой фотографии в отдельности мы увидим только хаос черных крапинок. Но если одну фотографию спроецировать на левую сетчатку, а другую – на правую, их зрительные образы сольются, наплывут друг на друга, и человек увидит объемный объект. Именно это и делает ЧИБИС. Но делает – что немаловажно при нищете нашей медицины – без всяких оптических приборов. Две половинки стереограммы выводятся на один и тот же экран, только разным цветом; одна красная, другая синяя. А чтобы каждую половину видел лишь один глаз, используются цветные очки.
У Рожковой с Подугольниковой и их сотрудников наработан целый пакет программ для коррекции зрения, он называется Академик, из коих воочию я при встрече наблюдал две – Клинок и Цветок.
Клинок используется, чтобы приучить глаза смотреть параллельно. Это, правда, не главное, но тоже ведь нужно. По замыслу Клинок похож на ЧИБИС. На экране две фигурки – красная и синяя. Их требуется совместить, двигая по экрану. На глазах пациента – те же красно-синие очки. Соответственно каждую фигурку видит только один глаз. Когда фигурки находятся строго на оси взгляда (каждая на оси своего глаза), они в субъективном восприятии совмещаются. Работа с Клинком порождает странное ощущение недоверия к собственным глазам. Вот же он, цыпленок, – внутри яйца. Снимаешь очки – ничего подобного. Яйцо пустое, цыпленок чуть ли не в углу экрана.
Цветок – совсем простенькая монокулярная игрушка, на ней отрабатывается навык узнавания знакомых предметов в группе других. Например, в центре экрана выскакивает символический домик. А по краям – белочки, птички, деревья, звезды… Вот и ищи среди них такой же домик. Зачем нужна такая штука? Даже человеку с идеальным зрением довольно трудно узнать знакомое лицо в толпе. Это называется «краудинг-эффект». В определенной мере он есть у всех. Но если нарушено взаимодействие между глазами, «краудинг-эффект» вырастает в настоящую проблему. Навыку быстрого узнавания приходится учить специально.
Естественный вопрос: а насколько все это эффективно? Самую последнюю статистику вряд ли можно собрать – ЧИБИС и другие программы используют в десятках поликлиник и специализированных детских садах. Но семь лет назад, когда этот метод только-только обкатывался в клинике, статистку собирали весьма тщательно. Она опубликована в «Вестнике офтальмологии» (№ 4 за 1998 год).
Испытывать метод начали сразу в трех местах – в детском глазном санатории при Морозовской больнице (врач С.Матвеев), в кабинете охраны зрения поликлиники № 103 (врач Я.Круглова, ортоптист Г.Домалевская) и в детском саду для слабовидящих в городе Королеве (врач Т.Белая, ортоптист Н.Озерова). Потом подключилась кафедра офтальмологии Педиатрической академии в Санкт-Петербурге. Результатов добились вот каких: у 93% детей отчетливое улучшение зрения.

Николай НИКОЛАЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru