ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 47
Автору идеи педагогической
поддержки посвящается
В Москве прошли Первые Газмановские
чтения
На самом деле всего несколько человек,
вроде бы и обремененных педагогическими учеными
степенями, при званиях и наградах, могут сказать:
у меня есть или была своя команда. Именно не
педагогический коллектив, способный только в
режиме функционирования поддерживать то, что
придумал мэтр, а живая, увлеченная общим делом
педагогическая команда. Такая команда была у
Олега Семеновича Газмана, доктора
педагогических наук. Но не в званиях дело.
Есть люди, говорил директор Школы
самоопределения Александр Наумович Тубельский
на Первых Газмановских чтениях, прошедших в
Москве 15 апреля, которые сами не умеют играть, а
учат играть других. Не умеют вести дискуссии, а
учат дискутировать своих учеников.
Есть люди, которые безумно боятся
неопределенности. Единожды за свою жизнь
придумав и опробировав собственную
педагогическую систему, они колесят по стране и
миру, как бы сейчас сказали, «впаривая» ее
внимающим педагогам-практикам в виде книг,
брошюр и своего страстного слова с трибуны. У них
есть готовые ответы на все вопросы слушателей,
потому что их система не знает недостатков. Она –
как лекарство от всех болезней, реклама которого
время от времени под разными названиями
появляется в наших почтовых ящиках вместе с
утренней почтой. И чем старше человек, тем ком-
фортнее ему жить в зоне полной определенности
чувства, мысли и поступка.
У Газмана была потрясающая способность
проживать подростковую неопределенность жизни
каждый раз то в лагере «Маяк» РАО, то во
Всероссийском пионерском лагере «Орленок»,
одним из отцов-основателей которого он был, то на
сборе «Содружество» в начале девяностых
перестроечных годов, когда двести учителей и
двести ребят из разных городов новой страны
России собрались обсуждать свои цели и ценности.
Олег Газман не боялся работать на разрыв, на
отказ от традиций, говорил на чтениях Михаил
Анатольевич Гусаковский, доктор философии,
преподаватель Белорусского университета. Ему
удалось сделать парадоксальную вещь: он создал
детский коллектив без чувства коллективизма как
сверхценности. Он вывинтил личность из жесткого
коллектива, изобретя для этого педагогическую
поддержку. И этот поступок был одно-
временным действием двух начал: мудрого
взрослого, понимающего, что жизнь в стране
становится другой, и подростка, который может
создавать новое только в личном рискованном
опыте.
Когда психологи разрабатывали психологию
субъектности, Олег Семенович разрабатывал
педагогику субъектности, говорила Вера Петровна
Бедерханова, доктор педагогических наук,
профессор Краснодарского университета. Газман –
загадка: он человек педагогической системы или
человек педагогического процесса? Может ли
классный руководитель, вожатый летнего детского
лагеря сказать: я работаю по системе Газмана, как
говорит учитель математики: я работаю по системе
такого-то?
Системный подход предполагает развитие системы,
а не жесткую заданность. И если уж говорить о
педагогической системе Газмана, то ее сердцем,
мозгом, душой, идеей была созданная им
педагогическая команда. Команда, всегда открытая
для новых людей: учителей, психологов, философов.
Новичок в ней почему-то сразу начинал
чувствовать себя как дома. Может быть, потому, что
на него не наваливали груз: «У нас так принято,
это наши традиции, делай, как мы». Команда,
которая научилась в зоне полной
неопределенности – новые дети в лагере, новые
учителя на курсах повышения квалификации –
создавать вместе с ними определенность
ценностей, целей, деятельности. А потом идти
дальше, не позволяя школьной размеренности и
обыденности поглотить себя.
Чтения закончились, и их участники разъехались
по всей стране. Чтобы вновь собраться в будущем
году и продолжить диалог друг с другом и новыми
коллегами.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|