Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПРИРОДА ШКОЛЫ

В каждом классе бензол... разный!
Учитель успешен, когда им движет личный образовательный интерес

Значение результатов ЕГЭ в сознании многих педагогов и чиновников сильно преувеличено. Не случайно. По ним, например, определяются рейтинги школ и качество работы педагогов.
Между тем действительные результаты образования измеряются вовсе не в баллах и процентах. Не могут подобные технические сообщения оценить и труд учителя – те продуктивные отношения с миром профессии, которые так ярко высветились в рассказе известной в Пензенской области учительницы химии Светланы Тиуновой.

Кто тут химик?

Способных к химии детей немного, один-два на класс, да и то не на каждый. Для занятий химией нужен человек, мыслящий одновременно и аналитически, и образно, причем именно образное мышление в химии ведущее. Строение атома. Это же надо представлять, механическое заучивание ничего не дает. Но лишь единицы из массы моих учеников могли представить себе молекулы, их взаимодействие друг с другом, распад на ионы, электронный переход. Прямо скажу: химию понимают не более 2% учеников!
Вся химия – это порошки, бутылочки, кусочки чего-то и… горячее желание определить, что это за вещество, на что оно способно. Желание поразмышлять. Что такое кислость (кислотная среда)? Хоть лимонный сок, хоть яблочный – плюс катион водорода. Изменяется цвет. Почему? Соль почернела – йод выделился. Откуда взялся? Что это за казус?
У меня был ученик, от которого я не могла отойти ни на шаг во время лабораторной работы. Он все попробовал на вкус, ведь реактивы такие красивые! Соли голубые. Дихромат аммония ярче апельсина и блестит. Как не попробовать? Видимо, слюноотделение заставляло его заниматься химией!
Прирожденный химик за все тридцать лет работы мне встретился лишь однажды. Женя по другим предметам учился едва на тройки, но с самых первых уроков химии мне было видно: ребенок представляет себе мир молекул и хорошо понимает его. А что дальше? Поиск в химии неограничен – дальше он читал и читал, пока не стал студентом химфака МГУ.
   
Точные аналитические весы

Химическая гениальность ребенка – редчайшее исключение. В основном на уроках рассказываешь детям химические сказки. Я бы ни за что не пошла в школу, если бы не была женой военнослужащего. Пошла бы в промышленность или в науку, потому что для меня химия – синтез новых веществ. А в школе поиск реализовать очень трудно. Потому меня и привлекают всевозможные олимпиады – как встряска, как повод вырваться из болота школьной программы. Программы по химии составлены примитивно и скучно! Подумать только, оксокислоты в школе не проходят, а это лекарства. Почему современный человек не знает состава настольных лекарств – анальгина, ацетилки, многого из того, что попадает нам в рот? Бенгальские огни, пиротехника – живой пример того, что может произойти, если чуть-чуть изменить соотношение компонентов: взрывы, вредные выбросы. Грамотный ли химик работал? Были у него точные аналитические весы? А этот хлорвиниловый каучук, жевательная резинка? Простой опыт, проведенный на уроке, доказывает, что это несусветный яд. Вот интересные для урока темы. Но нет. Уйма времени отводится программой на классификации неорганических соединений, на пустую зубрежку.
Естественно, тему в 12 часов укладываешь в 7, чтобы больше времени отдать лабораторным занятиям.

…И реактивов на миллионы

Лабораторных работ я провожу намного больше, чем предписано программой. Часто даю экспериментальные задачи, когда ответ – в опыте. Беда всех школ: реактивов нет. Но это не моя беда. У меня есть все! Потому что, когда мы выезжали из Германии (воинскую часть расформировывали), реактивы списывали, закапывали, но я все нужное отобрала, вплоть до лабораторной посуды. Чтобы погрузить все это богатство в контейнер, пришлось кухню оставить. Не хватало места. Зато у меня теперь реактивов на всю оставшуюся жизнь хватит и еще останется. Они ведь очень дорогие. Только без опытов нельзя. Теряются нюансы. Вот аммиачная селитра. Сера. Соотношение должно быть очень точным. Небольшое отклонение – выброс, и мы вдыхаем яд. Потому-то невинные хлопушки могут так отравить, что человеку потребуется реанимация.

Главный элемент

Все решает учитель. Идешь по плану из года в год, но в каждом классе… разный бензол. В одном – с электронной конфигурацией ядра, а в другом он в образе шести свободных электрончиков, которые, как в хороводе, смыкаются, замыкаются и образуют вот такой паровозик. В третьем – в виде электронов на подуровне. Где-то правила и формулы, а где-то так: «Смотрите, электрончик наяривает по кругу!» Ты хорошо слышишь, как дети могут воспринять материал. Ради того, чтобы быть услышанной, ты все меняешь. Но посмотрите на школу в 10 часов вечера! Только в кабинете химии горят окна.
Но химию никто не знает! Нет у детей химического языка. Да и зачем он нужен? Нас уже давно привели к письменным работам. Экзамен – письменный, олимпиады – письменные. Задача одна: научить писать химические тексты: электронные балансы, реакции ионного обмена и так далее. По-настоящему учить приходится одному: понимать, о чем идет речь. Допустим, неизвестное вещество серого цвета вступило в реакцию со щелочью, выделился газ, его пропустили через раствор какого-то вещества, выпал осадок. Надо найти массу этого осадка. Математически это простое уравнение, но без химического мышления об этом не догадаться.

Опытам нет числа

Тем не менее дети берут призовые места в олимпиадах. Приходится много сидеть с ними, готовить. Школьный вариант не проходит, поэтому мы разбираем много нетрадиционных задач. Чтобы был химический интерес. И знаете, он возникает, если учитель по-настоящему любит химию и может это святое отношение к предмету передать детям. Если так, учитель может себе многое позволить. Например, сказать, что совсем невыносимо читать ту или иную работу. Или оттянуться анекдотом. Пока весь класс не удивится, не захохочет, порог начала урока не преодолеть, ведь химия бывает всего два раза в неделю!
И я из урока в урок, вопреки методикам, позволяю себе снова рассказывать материал предыдущего урока. И ждать, следить по глазам, когда же пора задать первый вопросик: «Такой вот у нас бензол неактивный, а реакции почему-то все равно нет. Почему?». Они что-то говорят. Или молчат. Кто-то в материале и в настроении, можно поговорить. Что-то записать. Что-то посмотреть на проекторе. Порешать. Просто у нас, легко.

Светлана ТИУНОВА,
учитель школы №9 г. Каменка
Пензенской области


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru