Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Особенности национальной ответственности по-английски: почувствуйте разницу!

1. 90% государственного финансирования поступает в распоряжение директоров школ, “которые используют средства по своему усмотрению для выполнения поставленных задач”. Задачи государства все больше и больше сводятся к тому, чтобы “указывать общее стратегическое направление, предоставлять необходимые ресурсы и создавать условия для реализации воли к самосовершенствованию “снизу”. В этом и заключается смысл новой концепции взаимоотношений со школами”.

2. Создается и поддерживается система информационной открытости, позволяющая понимать, чем различаются школы и практика каких школ может рассматриваться как “модельная” для развития системы в целом. Система находится в процессе постоянного самообучения, причем источником самообучения является живая практика реальных школ. Главная претензия к школьной практике предшествующих десятилетий заключается в том, что “педагогическая профессия страдала от недостатка информации”. Отсутствие внятной информации о том, что реально происходит в тех или иных учебных заведениях, вело к тому, что и вся система действовала на основе плохо обоснованных государственных предписаний.

3. Сбором и обобщением информации о происходящих в различных школах процессах занимается школьный инспектор. Инспекционные проверки строятся в режиме открытой экспертизы. Главный критерий ее успешности – заинтересованность руководства школ в ее содержании. Инспекционная экспертиза позволяет школе увидеть себя и перспективы своего развития. И смысл инспекционных проверок состоит не в том, чтобы установить соответствие или несоответствие школы заданному образцу, это не проверка “соответствия учебным нормам”. Инспектор – это человек, который позволяет увидеть ресурс образовательного развития школы. Кроме того, важной составляющей инспекционных проверок является сбор информации о наиболее интересных и содержательных образовательных инициативах и практиках, что позволяет “формировать всеобъемлющую общенациональную базу данных”. Инспектор не поучает директоров и учителей – он погружается в деятельность школы, наблюдает эту деятельность и в конечном счете подготавливает обширный экспертно-аналитический доклад, публикующийся в Интернете. Фактически этот доклад является развернутым аналитическим портретом данной школы. И если школа не узнает себя в этом докладе или если доклад не помогает школе продвинуться в своем развитии – это значит лишь то, что инспектор оказался плохим экспертом-аналитиком. Открытая публикация инспекционных докладов позволяет видеть реальный уровень профессионализма инспекторов и вести работу по повышению качества института инспекторов. Примечательно следующее замечание Майкла Барбера: “Лично меня больше всего беспокоило то, что порой инспекторы не поспевали за происходящими изменениями. Ведь в нашей стремительно меняющейся системе наиболее передовой опыт можно почерпнуть лишь у самых лучших и самых первых. Но иногда инспектора – достойные, хотя и не всегда блестящие бывшие школьные педагоги-практики – отставали от авангарда инноваций и становились препятствием на пути прогресса”.

4. Безусловным приоритетом инспекционных проверок является и то, насколько демократичен и плюралистичен уклад школы, насколько школьники умеют самостоятельно решать конфликты и противоречия, насколько высока их уверенность в себе, насколько сформирована самодисциплина и насколько широк их “внепрограммный” кругозор. “Именно в этом контексте особое значение приобретает действенная система инспекционных проверок. Если она тщательно продумана, она вполне может выявить, насколько успешно в школе прививаются эти трудно поддающиеся оценке навыки и качества”.

5. Школы, определяемые в качестве лидеров, – это не школы, успешно исполняющие государственные нормативы, а школы, создающие образовательные приоритеты. Не случайно важнейшим элементом в характеристике школы является описание самой школой своих образовательных приоритетов и перспектив. Важно и то, что школы-лидеры – это не просто “победители соцсоревнования”, а важная составляющая часть общей системы ответственности. Перед школами-лидерами ставится задача вступать в партнерские отношения с проблемными школами и помогать этим школам учиться видеть, описывать (“обнажать”) и решать свои проблемы. В этом случае директор школы-лидера становится для проблемной школы “партнером по совершенствованию”.

6. Одна из сверхзадач государственных инспекторов – научить школы осуществлять самопроверку, самоэкспертизу и самоанализ в соответствии с положениями инспекционной инструкции, но уже без участия внешних инспекторов. Важнейшая задача 2005 года – “интенсифицировать работу школ по самооценке”. При этом школы вольны в определении тех или иных образовательных акцентов и в способах достижения своих результатов.

7. Стандарты – это не описание того, что должен усвоить ученик, а “единицы измерения прогресса”. Притом постоянно обсуждается, позволяют ли стандарты измерять образовательный прогресс у ребенка. Стандарты принимаются только для государственных школ как сумма простых и понятных ориентиров, позволяющих этим школам отслеживать эффективность своего развития. Потому-то описание стандартов укладывается в считанные абзацы – в противном случае ни о какой инструментальности стандарта не может идти речи.

8. Важнейшая цель системы – не навязывание внешней, универсально-одинаковой ответственности, а формирование у руководителей школ и педагогов внутренней ответственности за результаты образования.

Александр ЛОБОК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"