Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N115 
 

Дмитрий РАСТИМЕШИН,
адвокат

Г(М)АНО: перспективы и реальность

Сегодня социально значимые услуги могут осуществлять не только бюджетные учреждения, но и так называемые Г(М)АНО: государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. Это предусматривается новеллами Закона РФ «Об образовании», а также действующими нормами Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях».
Государственной (муниципальной) является автономная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием для осуществления предусмотренных законодательством функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
В настоящее время Министерство образования и науки РФ готовит проект Федерального закона «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях».
Пока предполагается, что у Г(М)АНО может быть только один учредитель – Российская Федерация, ее субъект либо муниципальное образование – в зависимости от того, на базе чьего имущества эта организация создается.
Г(М)АНО может быть создана путем учреждения или преобразования государственной (муниципальной) организации.
Решение о преобразовании государственного (муниципального ) учреждения в Г(М)АНО может приниматься только в том случае, если это не повлечет за собой нарушения прав граждан, в том числе права на бесплатное образование.
По мнению разработчиков проекта, имущество Г(М)АНО, переданное ей учредителем при ее создании, должно ей принадлежать на праве собственности.
Доходы государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в ее распоряжение. Учредитель Г(М)АНО не имеет права получать доходы от использования имущества и деятельности организации. В отличие от аналогичных доходов учреждений они не подлежат контролю и не признаются полностью доходом бюджетов.
В «обмен» на право распоряжаться своими доходами Г(М)АНО обязана будет полностью ответить по своим обязательствам всем своим имуществом, не надеясь на субсидиарную (дополнительную) ответственность своих учредителей, за исключением случаев, предусмотренных договором поручительства. То есть не исключается возможность финансовой поддержки Г(М)АНО со стороны учредителя. Ведь поручитель обязан будет нести ответственность перед кредитором в том же объеме, что и должник.
Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация обязана будет ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании своего имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Сведения о размере и составе имущества Г(М)АНО, размере и структуре ее доходов и расходов, численности и составе работников, среднем уровне оплаты труда не могут составлять коммерческую тайну.
Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация должна будет обеспечивать открытый доступ, в том числе и для средств массовой информации, к следующим документам: уставу (включая изменения и дополнения к нему); свидетельству о государственной регистрации; решению учредителя о создании государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации; положениям о филиалах и представительствах; документам, содержащим сведения о персональном составе попечительского совета и исполнительного органа; сведения о размере и составе имущества, находящегося на балансе государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, и документам, подтверждающим его права на это имущество; плану финансово-хозяйственной деятельности; годовым отчетам о финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности; заключению аудиторов.
Автономная некоммерческая организация может заниматься тремя видами деятельности: своей «основной» деятельностью:
– осуществлением предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Причем указанной деятельностью она занимается на основании заказа учредителя. Услуги оказываются на бесплатной или частично платной основе;
– Г(М)АНО по своему усмотрению вправе оказывать платные услуги, относящиеся к ее основной деятельности, сверх объемов государственных (муниципальных) заказов, с соблюдением правил гражданского законодательства о публичном договоре (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации);
– при добросовестном выполнении заказа учредителя Г(М)АНО вправе выполнять работы, которые носят дополнительный характер по отношению к основной деятельности организации, определенной ее уставом.
Все виды дополнительной деятельности, которые Г(М)АНО вправе осуществлять, должны быть указаны в ее уставе.
Своеобразный подход у создателей проекта ФЗ к проблеме управления Г(М)АНО заключается в следующем.
Планируется, что органами государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации являются попечительский совет, единоличный исполнительный орган, и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом организации (ученый совет, художественный совет и др.). Уставом государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации может быть предусмотрено создание коллегиального исполнительного органа.
Высшим органом государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации является попечительский совет, образуемый на пять лет. В совет могут входить от трех до одиннадцати человек. Это представители федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которого находится Г(М)АНО, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав попечительского совета могут входить также представители иных государственных органов и органов местного самоуправления.
Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации, и иные лица, состоящие с Г(М)АНО в трудовых отношениях, не могут быть членами попечительского совета.
Государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация не вправе выплачивать членам попечительского совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе попечительского совета.
К компетенции попечительского совета будут относиться:
1) определение приоритетных направлений деятельности организации;
2) внесение изменений и дополнений в устав организации или утверждение устава организации в новой редакции;
3) реорганизация и ликвидация организации;
4) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
5) назначение и досрочное прекращение полномочий членов коллегиального исполнительного органа;
6) назначение и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа, если для организации соответствующей сферы деятельности федеральным законом не предусмотрен иной порядок назначения и (или) прекращения полномочий руководителя;
7) утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности и порядка расходования средств организации и обсуждение не реже одного раза в квартал хода их исполнения;
8) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, а также их представление учредителю организации;
9) принятие решений о создании филиалов и открытии представительств организации;
10) утверждение внутренних документов, регламентирующих деятельность организации;
11) рассмотрение и одобрение предложений исполнительного органа о совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется конфликт интересов (сделок с заинтересованностью);
12) иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом организации.
Решения по вопросам, указанным в подпунктах 2–4, принимаются попечительским советом большинством в две трети голосов по предложению учредителя организации либо по согласованию с ним. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.
Проектом закона предусмотрено, что попечительский совет в обязательном порядке одобряет крупные сделки и сделки, в которых может быть заинтересован один из членов попечительского совета, а также единоличного или коллегиального исполнительного органа Г(М)АНО.
Крупной признается заключаемая государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организацией сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств и принятием иных обязательств, а также отчуждением или обременением имущества организации, если цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или обременяемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов организации, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Должностное лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки и дедушки, дети, внуки, братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, тети и дяди, племянники и племянницы, усыновители и усыновленные: являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или долей, превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое является в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем.
Заинтересованное лицо обязано до совершения сделки уведомить попечительский совет государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации о конфликте своих интересов с интересами организации.
Заинтересованное лицо либо единоличный исполнительный орган, нарушившие условие о согласовании сделок с попечительским советом, несут перед Г(М)АНО ответственность в размере убытков, причиненных ей в результате такого рода сделок. Это меры, направленные на повышенный режим сохранности собственности Г(М)АНО, призванные обеспечить добросовестность должностных лиц при руководстве организацией.
Кроме того, проектом закона предусмотрено законодательное ограничение, препятствующее приватизации имущества Г(М)АНО: одна из норм проекта налагает запрет на преобразование Г(М)АНО в иные организационно-правовые формы юридических лиц.
Реорганизация государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации может быть осуществлена в форме: слияния двух или нескольких государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций; присоединения к государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации одной или нескольких государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций; разделения государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации на две или несколько государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций; выделения из государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации одной или нескольких государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций.
Таким образом, предполагаемые разрабатываемым законом новеллы не противоречат действующему федеральному законодательству и могут быть внесены в устав вновь созданных Г(М)АНО еще до принятия обсуждаемого проекта закона. На наш взгляд, уже сегодня не существует законодательных препятствий для преобразования образовательных учреждений в Г(М)АНО.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru