Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №34/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N115 
 

Профсоюз работников
народного образования и науки
Российской Федерации
Центральный комитет
03 февраля 2005 года № 11

Президенту Российской Федерации В.В.Путину

О позиции профсоюза в связи с предлагаемыми законодательными изменениями, регулирующими отношения в области образования

(извлечения)

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ обращается к Вам с целью выразить свою позицию и обеспокоенность по ряду принципиальных вопросов в связи с предлагаемыми законодательными изменениями в регулировании отношений в области образования.
В соответствии с Вашим Посланием Федеральному собранию РФ от 26 мая 2004 г., определившим целевые ориентиры по осуществлению реформ в сфере образования, направленных на оценку результативности этих реформ по показателям качества образования, его доступности и соответствия потребностям рынка труда, распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 1073-р утвержден план действий Правительства РФ на 2004 год по реализации основных положений Послания Президента РФ.
План действий Правительства РФ в сфере образования предусматривает разработку законопроектов по внесению изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» по следующим пяти позициям:
1. Создание комплексной программы интеграции образования, научной деятельности, развития вузовской науки и крупных образовательных центров.
2. Установление порядка предоставления льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, в целях повышения для них доступности высшего и среднего профессионального образования.
3. Предоставление права реализации программ дополнительного профессионального образования любым организациям наряду с образовательными учреждениями и исключение стандартизации этих программ.
4. Предоставление права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования.
5. Установление двух уровней высшего профессионального образования.
В настоящее время в рамках специально созданных рабочих групп по инициативе фракции «Единая Россия» в Государственной думе идет обсуждение разработанных Министерством образования и науки РФ законопроектов, направленных на изменение правового регулирования отношений в области образования.
Особую озабоченность профсоюза вызывают законопроекты по вопросам изменения порядка реализации дополнительного профессионального образования, установления двух уровней высшего профессионального образования и ряду других, поэтому профсоюз считает необходимым высказать по ним наши опасения и принципиальную позицию.
Первое. По проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» (в части вопросов изменения порядка реализации дополнительного профессионального образования).
Основной идеей законопроекта, по утверждению разработчиков, является создание условий для развития системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей граждан в связи с изменениями условий профессиональной деятельности в течение всей жизни.
Однако анализ содержания предлагаемых поправок в Закон РФ «Об образовании» свидетельствует о том, что разработчики выходят далеко за рамки заявленной цели, затрагивая как концептуальные основы базового закона об образовании, так и существенно и необоснованно вмешиваясь в регулирование других уровней образования (дошкольного, общего образования и др.).
При этом особые опасения вызывают предложения, которые размывают и выхолащивают суть понятия «образовательное учреждение», поскольку предлагается считать образовательным учреждением любую некоммерческую организацию, созданную в организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством для некоммерческих организаций, тогда как учреждение само является одной из таких форм. Следовательно, предлагается такой способ существенного расширения нормативной правовой базы функционирования организаций любых организационно-правовых форм на всех уровнях образования, а не только дополнительного профессионального образования, который противоречит гражданскому законодательству.
По нашему мнению, тем самым закрепляется возможность появления в государственной системе образования (в том числе дошкольного и общего образования), обеспечивающей реализацию конституционных гарантий права граждан на образование, таких организаций, в отношении которых государство отказывается от их обязательного финансирования и не будет нести субсидиарную ответственность по их обязательствам, что повлечет за собой как снижение уровня конституционных гарантий обучающихся и работников образования, так и скрытую приватизацию и банкротство этих новых организаций.
При этом остающиеся в бюджетной сфере учреждения, производящие государственные или муниципальные услуги на нерыночной основе (в том числе в рамках обеспечения конституционных гарантий права на образование), фактически лишаются права на какое-либо самостоятельное распоряжение средствами из внебюджетных источников и оказываются под жестким финансовым, организационным и иным контролем органов власти за их деятельностью, что не будет способствовать нормальному их функционированию в условиях сохраняющегося дефицита бюджетного финансирования.
Наряду с этим реализация подобных предложений приведет к определенным негативным социальным последствиям (дальнейшее расслоение населения по уровню возможностей получения качественного образования, увольнение работников при реорганизации учреждений, создание условий для расширения практики заключения срочных трудовых договоров с работниками и т.п.) и, что немаловажно, к значительным финансовым и иным затратам государства на осуществление этих мероприятий и внесению поправок в значительный массив законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, считаем необходимым выразить свою обеспокоенность и обратить внимание на проблемы, связанные с введением новых организационно-правовых форм учебных заведений, которые относятся как к реализации конституционного права на образование, так и к осуществлению трудовых прав работников образования, а также на принципиальную неприемлемость самой концепции указанного законопроекта.

Второе. По проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования).
Предлагаемая система высшего профессионального образования, базирующаяся только на двух уровнях, не предусматривает закрепление подготовки по монопрограммам (без промежуточной ступени «бакалавр») специалиста с высшим профессиональным образованием как уровня профессионального образования.
Поскольку содержание образовательных программ по отдельным направлениям подготовки (специальностям), в первую очередь подготовка кадров для учреждений науки, высоких технологий, инноваций, биотехнологий, по ряду оборонных специальностей, медицины, педагогическое, университетское образование, объективно предполагает непрерывное обучение с целью подготовки высококвалифицированных кадров в сфере высоких технологий и для последующей научной и педагогической деятельности, то, по нашему мнению, подготовка по монопрограммам «специалист» в системе высшего профессионального образования должна быть законодательно закреплена как отдельный уровень образования. Поэтому с этих позиций необходимо говорить об установлении не двухуровневой, а многоуровневой системы профессионального образования.
Учитывая, что переход на многоуровневую систему по объективным основаниям не может быть осуществлен одномоментно, представляется, что этот процесс должен быть поэтапным с учетом необходимости подготовки программно-методического обеспечения (подготовка новых государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов; внесение изменений в квалификационные справочники и другие акты, связанные с уточнением требований к работникам для занятия различных должностей, в том числе по должностям профессорско-преподавательского состава, применительно к многоуровневой системе высшего профессионального образования), а также динамики постепенных изменений рынка труда и соответственно структуры спроса на те или иные специальности.
Поэтому, на наш взгляд, необходимо предусмотреть, что Правительство РФ c учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Российского союза ректоров определяет в соответствии с потребностями рынка труда и готовностью программно-методического обеспечения перечень направлений подготовки (специальностей), по которым будет осуществляться переход на многоуровневое профессиональное образование.
Кроме того, предлагаемый переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования потребует определенного времени для внесения изменений и дополнений не только в законы об образовании, но и в другие федеральные законы, а также разработки значительного количества подзаконных актов. В частности, потребуется внесение изменений в федеральные законы о государственной службе, об адвокатуре, о нотариате и многие другие.
Наряду с этим законопроект не предусматривает никаких механизмов по вопросу определения структуры бюджетных мест для получения установленных двух уровней высшего профессионального образования, что с учетом введения раздельного конкурсного поступления на эти уровни может привести к лишению граждан конституционных гарантий получения бесплатного образования на уровне магистратуры.
В связи с этим полагали бы необходимым в обязательном порядке законодательно закрепить структурное соотношение по устанавливаемым уровням образования в целях обеспечения доступности и бесплатности получения профессионального образования соответствующего уровня.
Таким образом, без необходимой корректировки предлагаемых нововведений в этой части их последующая реализация может привести к существенным негативным социальным и экономическим последствиям и в целом отрицательно сказаться на состоянии системы высшего профессионального образования. (…)

С уважением
председатель профсоюза Г.МЕРКУЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru