Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Профессиональные отцы невидимых детей
Им нужны добровольцы, готовые вкладывать силы, время и средства в поддержку инвалидов

Борис Кривошей всегда представляется так: «Я профессиональный отец». И действительно, отец ментального инвалида, один из инициаторов движения родителей детей-инвалидов в Петербурге, автор книги «Невидимые люди», посвященной проблемам умственно отсталых детей, он знает жизнь инвалидов и их родителей не понаслышке.
Корреспондент «ПС» Сергей Каменский задал Борису Кривошею два принципиальных вопроса: каковы перспективы интеграции ментальных инвалидов в общество и как она может быть достигнута?

– Это очень нелегкие вопросы. Приходится прежде всего думать о том, как бы не навредить. Гуманное общество, где никто не чувствует себя изгоем, где каждый защищен и может найти применение своим силам, даже если они невелики, – вот всем понятный идеал. Но идеал не жизнь, а всего лишь ориентир для нее. И попытки приблизиться даже к столь бесспорному идеалу очень трудны.
Правда в том, что сегодня в нашем обществе нет настроя на интеграцию инвалидов. Особенно интеллектуальных. Нет активного движения сочувствующих и добровольцев, готовых вкладывать силы, время и средства в поддержку инвалидов. Интеграция – это долгий и сложный путь друг к другу. Тут нельзя строить иллюзий и рассчитывать на быстрый успех.
В сущности, инвалидам нужно немногое: достойное проживание, достойная посильная работа, достойное окружение, исключающее дискриминацию. Вот это и нужно осторожно и тактично объяснять людям.
Умственно отсталые не осознают, что живут вне общества. В обществе это, разумеется, понимают, но считают изоляцию нормальным и неизбежным явлением. Хотя так было не всегда. Если мы обратимся к историческому опыту, то выясним, что в Российской империи существовала практика устройства “дурачка” в сельскую благочестивую семью.
Нередко сталкиваюсь с искренним недоумением: “А разве им не все равно, где и с кем жить?” Это и есть, по сути, дискриминационные настроения. Но я не возмущаюсь, а спокойно и терпеливо объясняю: не все равно. Ментальные инвалиды чувствуют и страдают так же, как и мы. Их невероятно утомляет жизнь в переполненных палатах интерната среди таких же инвалидов. Для них мучительно постоянное пребывание на людях, как и нам было бы мучительно. Им необходимо время на уединение, а в наших огромных интернатах условий для этого нет. Если инвалид живет с родителями, возникают противоположные проблемы: ему не хватает общения, он заперт в четырех стенах квартиры с вечно утомленной матерью.
Преодолеть дискриминацию непросто. Работу нужно вести осторожно, постепенно, начиная с детского сада. Нельзя форсировать процесс, нельзя насиловать общество. Не дай бог, если в нашей бедной, тяжко живущей стране выплеснется протест против умственно отсталых. Ведь многие если и не говорят вслух, то думают: «Нам своего здоровенького ребенка кормить нечем, а тут всяких дурачков в интернате по три раза в день кормят, да еще и сочувствовать им заставляют. Нечего на недоумков деньги тратить!» Вот с какими настроениями приходится сталкиваться.
А я мечтаю о прозорливости, понимании, что несчастье может обрушиться на любого из нас. Что обычно думает человек, увидев ребенка с синдромом Дауна? «Слава богу, что не мой!» За это нельзя осуждать. Только умный человек скажет себе и кое-что другое: «Моя доченька, мой сынок здоровы, но вдруг у них родится инвалид, от этого же никто не застрахован…» Он скажет себе так и превратится в сочувствующего, потому что от такой беды действительно не застрахован никто.
Я считаю, что здоровых ребят нужно знакомить с их сверстниками-инвалидами, тогда у них не возникнет негативного отношения. Расскажу, как было у меня. Я пришел в школу провести урок в одиннадцатом классе, я ведь по профессии гидролог. Со мной был мой Кирюша, он тихонько сидел на задней парте. В конце урока я сказал ребятам: сегодня у меня и радостный, и грустный день. Приятно общаться с вами, но грустно думать, что из-за одной хромосомы мой сын Кирюша не может вместе с вами заканчивать школу. Давайте я вам расскажу, что такое синдром Дауна…
Я заметил, как учителя сначала напряглись, но ребята слушали внимательно и сочувственно. Очень важный разговор состоялся. Важный для всех нас.

Сергей КАМЕНСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru