Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

«Этот экзамен проводится в первую очередь для организаторов»
22 апреля по всей стране прошли пробные ЕГЭ

За несколько лет пробное тестирование стало повседневностью. СМИ сообщают о них деловито и с большим интересом. Примечательный факт: руководители образования в разных регионах России еще не разобрались, что можно и что нельзя сообщать прессе о пробных экзаменах.

«Пробник» ЕГЭ, проводимый в последней декаде апреля, – это официальная репетиция ЕГЭ. Он проводится по тестовым материалам из Москвы, и его результаты отправляются для проверки в Центр тестирования. Оценки возвращаются в регионы в виде тестовых баллов и в отличие от ЕГЭ июньской волны не переводятся в школьные отметки.
В последние дни региональные информагентства запестрели сообщениями о проведении пробного ЕГЭ.
В ряде регионов руководители образования перепутали пробный ЕГЭ с неким тренировочным тестированием местного значения. Например, 31 марта в Тюмени состоялся малопонятный «репетиционный ЕГЭ по гуманитарным наукам».
В Татарстане еще 29 марта среди желающих был проведен локальный экзамен, в котором приняли участие 1714 выпускников (28% из них, как сообщили в республиканском министерстве образования, получили «неуды»). Региональные СМИ опрометчиво оповестили, что предварительный пробный экзамен в Набережных Челнах состоялся в форме и по технологии ЕГЭ. Ведь факт означает, что в регионе оказалось подозрительно много неиспользованных спецпакетов с заданиями ЕГЭ.
Интересная ситуация сложилась на пробном ЕГЭ в Иркутске. По сообщению начальника департамента образования администрации Иркутска Виктора Басюка, «около 10% участников пробного ЕГЭ (а это 2114 выпускников) отказались сдавать экзамен. Ученики сразу или через какое-то время покидали аудитории. Многие из старшеклассников просто приходили посмотреть, как проводится экзамен в формате ЕГЭ».
Большинство региональных руководителей образования предпочли провести 22 апреля маленький «пробничек» ЕГЭ.
Даже в Свердловской области, где министр образования Валерий Нестеров объявил, что добровольно никогда не введет единый госэкзамен на территории области, локальный репетиционный ЕГЭ в девяти школах все-таки был проведен. Об этом сообщили информагентства.
Свердловская область – не исключение. Ряд регионов включились в ЕГЭ только несколькими школами. Например, во Владимирской области в ЕГЭ принимает участие один район – Муромский.
И это заставляет задуматься. Владимирская область расположена в ближайшем соседстве с Москвой. В столицу стремятся на учебу многие владимирские школьники.
Москва обманула ожидания столичных выпускников. В начале года им пообещали сдачу всех предметов в форме ЕГЭ.
На грандиозный проект введения ЕГЭ в столице руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина запросила у Рособразования и Рособрнадзора ни много ни мало – триста миллионов рублей. Иными словами, больше половины той суммы, которая будет выделена на проведение ЕГЭ по всей России.
Получив отказ, руководитель столичного образования обиделась и объявила о проведении в Москве всего двух экзаменов ЕГЭ – по русскому языку и истории России.
Руководители Департамента образования Москвы проявили заботу об имидже столичного образования: из осторожности они выбрали два предмета, по которым на ЕГЭ прошлого года российские школьники показали наилучшие результаты. Кезина решительно отказалась от ЕГЭ по математике, на котором в прошлом году в стране насчитывалось рекордное количество (до 80% в некоторых регионах) двоек.
Это нельзя назвать заботой о поступлении московских школьников в 78 столичных вузов, обязавшихся засчитывать баллы ЕГЭ на вступительных экзаменах. Пока о своем нежелании принимать свидетельства о сдаче ЕГЭ заявили МГУ, Академия ФСБ, Академия государственной противопожарной службы МЧС России, вузы искусств.
В северной столице не стали увеличивать количество предметов ЕГЭ. Первым и единственным экзаменом был и остается русский язык. 22 апреля по нему был проведен пробный ЕГЭ. Примечательна оговорка начальника отдела модернизации Комитета по образованию Санкт-Петербурга Леонида Илюшина. «Этот экзамен проводится в первую очередь для организаторов, – заявил он, – чтобы проверить, как действует техника, как отработана схема». В прошлом году петербуржцы, принимающие пробный ЕГЭ по технологии фирмы КРОК, не смогли даже проверить результаты ЕГЭ: не совпали форматы, в которых работают ЗАО КРОК и проверяющая организация – Центр тестирования.
В конце апреля сообщения о сдаче пробного ЕГЭ пришли почти из всех российских регионов.
Почему региональная пресса и местные руководители уделяют внимание событию местного значения? Что происходит? Дети сдали пробный ЕГЭ, приучились заполнять странные бланки, убедились, что нежелательно опаздывать на экзамен и забывать дома паспорта… Почему сообщений о репетиционном ЕГЭ едва ли не больше, чем о едином госэкзамене июньской волны?
Можно предположить, что вся страна понемногу осознает: школьникам России необходим такой ЕГЭ, который можно было бы сдавать много раз. Лозунг мог бы звучать так: «Больше ЕГЭ – хороших и разных». И эта спонтанно возникшая в региональном общественном мнении уверенность полностью соответствует наработанному десятилетиями мировому опыту.
Американская служба ETS тестирует школьников восемь раз в год. В Великобритании тестирования начинаются с начала учебного года. У нас под боком, в Белоруссии, старшеклассник может тестироваться несколько раз в год – причем при поступлении в вузы республики учитывается только лучший результат. Российские руководители образования пока настаивают на единственном ЕГЭ, от которого зависит дальнейшая судьба выпускника.
Вероятнее всего, эту ошибку им в ближайшие годы придется все-таки исправить. Общественность заставит.


По сообщению начальника департамента образования администрации Иркутска Виктора Басюка, «около 10% участников пробного ЕГЭ
отказались сдавать экзамен. Ученики сразу
или через какое-то время покидали аудитории. Многие из старшеклассников просто приходили посмотреть, как проводится экзамен в формате ЕГЭ»


Вся страна понемногу осознает: школьникам России необходим такой ЕГЭ, который можно было бы сдавать много раз. Лозунг мог бы звучать так: «Больше ЕГЭ – хороших и разных».
И эта спонтанно возникшая в региональном общественном мнении уверенность полностью соответствует наработанному десятилетиями мировому опыту.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru