Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2005

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Людмила РЫБИНА

День школьного психолога

Оказывается, прошло 17 лет с тех пор, как в наших школах впервые появились психологи. Об этом напомнил Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ в своей лекции «Образование как путь к успеху».
Когда-то самым важным аргументом в пользу введения должности психолога послужила необходимость профессиональной помощи трем группам детей: одаренным, детям с отклонениями в развитии и просто трудным. Эти дети требовали диагностики, индивидуальных программ. Работа, начатая с ними, показала, что обычных, средних детей нет вообще.
У сотрудника Института развития дошкольного образования РАО Марии Богоявленской были и лекция, и практическое занятие, посвященные одаренным детям. Почти три часа не расходились марафонцы. Для них было важно узнать, что к олимпиадам можно относиться совсем не так, как мы привыкли. Разве учиться нужно не ради удовлетворения потребности в знании, а ради почти спортивных достижений? Гении учения – олимпиадники и отличники – это особый вид одаренности. Не интеллектуальный и не творческий. Тут скорее жесткая ориентация на абсолютную успешность, часто заданная в семье, а потом поддерживаемая в школе, которая тоже эксплуатирует ребенка, посылая его на олимпиады. К одиннадцатому классу он уже просто выжат. Стремление к успешности часто затмевает развитие интересов, приводит к дезадаптированности в жизни и даже к суицидам.
Необычное занятие нейропсихолога Анны Семенович в форме вопросов-ответов на тему «Дети с отклонениями в развитии» прошло в Большом зале. Вопросы никак не кончались. Семенович старалась сузить рамки, в которых психолог может и должен работать: иногда требуется вмешательство врача, а часто нужна комплексная работа медика, психолога, логопеда, социального педагога.
Весной для школьных психологов особенно актуален прием детей в школу. Поэтому лекции Нины Гуткиной «Психологическая готовность детей к школе» и Гелены Ховриной «Коррекция развития детей, не готовых к школе» были как раз кстати. Заведующая лабораторией психологической готовности детей к школе МГППУ Нина Гуткина утверждала, что, если ребенка научить читать, писать и считать, это еще вовсе не означает, что он психологически готов к школе. Если при подготовке исчезнет мотивация, без нее не будет успешным ни обучение, ни развитие. Готовность к школе не сформируешь на занятиях, построенных по типу школьных.
Проблемы готовности к школе обсуждали и на круглом столе «Нужно ли нам предшкольное образование?», который вел известный социолог Владимир Собкин. Дискуссия разгорелась жесткая. Но все мнения свелись к одному: если предшкольное образование – это сползание школы в дошкольное детство, то оно не нужно однозначно.

Отвечая на вопросы, Анна Семенович сказала: каждый ребенок, которому мы вовремя не помогли, – это в скором будущем подросток с дивиантным поведением. И особая забота школьного психолога, с которой он не всегда может справиться в одиночку. Лекция Марины Дубровской «Детско-подростковый телефон доверия и школьный психолог: диалог и партнерство» помогла выстроить одну из линий взаимоподдержки специалистов в работе с самым трудным возрастом. Есть и другая опора – социальный педагог. Но для этих специалистов пока не выделили отдельного дня на марафоне. Так что марафону есть куда расти.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"