ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 46
ПОСЛЕ УРОКОВ
Галина МОНИНА,
психолог
г. Санкт-Петербург
Как подготовить и провести
родительское собрание
Проверка тетрадей, подготовка к уроку,
заполнение документации, участие в педсоветах и
собраниях, еженедельная проверка дневников –
это лишь неполный перечень того, что приходится
выполнять классному руководителю в школе…
А помимо этого приходится придумывать новые или
вспоминать забытые старые формы взаимодействия
с родителями, чтобы заинтересовать мам и пап в
совместной помощи их детям.
В последнее время в школах открываются
клубы по интересам, кружки, семейные клубы,
организуется посещение семей на дому,
конференции, «круглые столы», семинары,
спортивные соревнования, КВНы.
Конечно, каждый педагог выбирает и использует
такие формы работы с родителями, которые
соответствуют его философии, внутренним
установкам, образовательной программе.
Но кроме того, существуют условия, которые могут
более или менее гарантировать эффективность
работы с родителями:
1. Установка на работу с родителями как
на работу с единомышленниками.
2. Доброжелательное отношение к ребенку и
родителям.
3. Заинтересованность педагога в решении
проблемы ребенка.
4. Системный характер работы с родителями.
Бейджик для мамы
Как показал опыт, проведение даже
привычных родительских собраний может стать
интересным событием для родителей, педагогов и
даже детей.
Например, в образовательных учреждениях
программы «Сообщество» к родительским собраниям
готовятся заранее и тщательно: каждая семья
получает приглашение с обязательным обращением
по имени-отчеству к взрослым членам семьи. В
приглашении указаны тема, повестка дня и
обязательно – точное время начала и окончания
встречи. Это очень важно, поскольку родители
иногда опасаются, что на собрании будут решаться
лишь незначительные задачи, непосредственно не
касающиеся их детей. Кроме того, мамы и папы
боятся, что собрание продлится слишком долго.
К приходу родителей педагоги вместе с детьми
готовят для каждого гостя бейдж с
именем-отчеством. Подобная «мелкая» забота может
принести огромную радость взрослым: оказывается,
их приход на собрание достаточно важное событие,
к которому организаторы готовились заранее.
Кроме того, бейджи с именем-отчеством участников
помогут созданию сообщества
родителей-единомышленников. Ведь зачастую даже
после нескольких лет обучения ребенка многие
мамы и папы не знают, как зовут родителей
одноклассников их ребенка. Вот бейджи и помогут
им устанавливать контакты сначала на собрании, а
потом и после его проведения. Бейджи могут
пригодиться и самому классному руководителю,
если он пока не знает имени-отчества каждого
присутствующего.
Не обвиняйте родителей
Какой бы ни была тема собрания, педагогу
важно не встать на позицию «обвинителя». Ведь
если мамы и папы почувствуют, что обвиняют их
сына или дочь (а значит, подвергают сомнению и их
собственную компетентность как родителей), они
скорее всего либо будут защищаться, либо –
соглашаться со всем, что скажет учитель в адрес
их ребенка. Поэтому так важно заранее продумать
не только что, но и как сообщить родителям нужную
информацию.
Если у педагога есть претензии к конкретным
ученикам, лучше на собрании обрисовать ситуацию
в целом, не называя «виновников», а после
собрания попросить их родителей задержаться. Как
правило, такой подход мамы и папы принимают с
благодарностью. Особенно родители «хронически»
неуспевающих или некорректно ведущих себя детей.
Они, как правило, избегают собраний, так как
твердо уверены, что снова услышат нелестные
слова в адрес ребенка.
Родительское собрание в шутку и
всерьез…
В программу проведения собрания могут
быть включены помимо основных вопросов
дискуссии между родителями (шуточные и
серьезные), мозговой штурм и даже неформальное
общение, например, игры, чаепитие. Так, разговор с
родителями о стиле воспитания в семье может
начаться с известной всем игры «Турист и компас»
(«Слепой и поводырь»), в процессе которой мамы и
папы прочувствуют на себе ту или иную манеру
воспитания. Интересными и полезными оказываются
игры, помогающие родителям познакомиться друг с
другом.
Иногда в собрании могут принимать участие и дети.
Если в такой совместной форме проведения
собрания используются игры и упражнения, многие
родители и дети обретают возможность решения
межличностных конфликтов, существующих или
только назревающих между ними. (Желательно, чтобы
в подготовке и проведении такого собрания
участвовал школьный психолог.)
…и по-английски
Один из предлагаемых вариантов
проведения родительского собрания – встречи и
беседы с родителями – позаимствован нами из
опыта работы английских педагогов. Цель такого
собрания – предоставить родителям возможность в
течение одного вечера встретиться со всеми
специалистами, которые работают с ребенком,
задать вопросы, получить информацию о
достижениях, обсудить пути повышения
результатов обучения.
Эта форма наиболее продуктивна там, где ребенка
обучают несколько специалистов: среднее и
старшее звено школы или специализированный
детский сад (например, логопедический).
Готовясь к такому собранию, педагог оповещает о
нем всех родителей заранее и неоднократно.
Примерная дата проведения сообщается уже в
начале учебного года, затем – за месяц до
проведения (чтобы родители могли
скорректировать свои планы) и, наконец, за
несколько дней до проведения с указанием всех
деталей (времени, номеров аудиторий и т.д.).
Собрание проходит в большом зале или в
нескольких соседних помещениях, где размещают
столы по количеству педагогов. На каждом столе
табличка с фамилией и именем преподавателя.
Перед столом стоят стулья для родителей (не
меньше двух), так как родители часто приходят
вместе, а иногда берут с собой детей (будут
приглашены школьники на эту встречу или нет –
оговаривается заранее). Необходимо организовать
и пространство для родителей, которые ждут своей
очереди, чтобы побеседовать с педагогом.
Подготовка педагога к собранию заключается в
том, что он заранее выясняет, собираются ли
родители прийти на встречу, и примерно
рассчитывает время, которое должен отвести на
одну беседу. Потом составляет список всех
учеников и делает для себя пометки:
положительные качества ребенка, что и как можно
улучшить, каких результатов можно ожидать к
концу года, вопросы и пожелания родителям и детям
и т.д. Задача педагога состоит в том, чтобы
предоставить родителям объективную информацию,
задать необходимые вопросы и вдохновить
родителей на дальнейшую совместную работу.
Собрание в форме собеседования целесообразно
проводить примерно в середине каждого полугодия,
когда дети уже достигли определенных
результатов, но до подведения итогов есть время
что-то изменить и улучшить. В день проведения
такого собрания уроки обычно проходят по
сокращенной программе, чтобы педагоги смогли
подготовиться к разговору и не очень устали к
концу дня.
Как правило, в первую очередь родители находят
время побеседовать с педагогами по основным
предметам, но зачастую именно учителя музыки,
рисования, физкультуры могут помочь родителям в
ранней профориентации ребенка или выборе кружка.
Собрание, проведенное в такой форме,
предоставляет уникальную возможность для
родителей обсудить со всеми учителями успехи,
трудности и способности ребенка, поговорить о
его будущем. Нужно учитывать, что такая встреча
потребует от учителя более тщательной
подготовки и займет больше времени, чем обычное
традиционное собрание.
Педагоги должны помнить еще и о том, что встреча с
родителями, какой бы важной и интересной она ни
была, должна быть закончена точно в указанное
время. Желательно, чтобы, уходя с собрания,
родители были уверены, что здесь их ждут не
только для того, чтобы собрать деньги, но и для
решения важных для жизни и развития их детей
задач.
Подробнее о формах и приемах работы с родителями
можно узнать в новой книге Мониной Г.Б., Робертс Е.
(Лютовой Е.К.) «Тренинг общения. Работа педагога и
психолога с родителями», которая скоро выйдет в
издательстве «Речь».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|