Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2005

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

День учителя физики

В этот день, кажется, удалось смягчить неизбежную для подобных форумов проблему выбора: разножанровые мероприятия оказались удачно разведены по разным местам.
В Большом зале развивались основные события. Обзор наиболее примечательных тенденций, которые выявил ЕГЭ по физике, сделал сотрудник Института содержания и методов обучения РАО Алексей Нурминский. В 2004 году ученики хорошо решали задачи, для большинства школьников не представляли труда обычные текстовые задания. Однако ребята терялись, если условие было дано в виде графиков и таблиц.
Ворох проблемных вопросов взвалила на учителей физики другая масштабная новация – введение профильного обучения. Как профилизация меняет цели преподавания физики? По каким учебникам вести обучение в профильных физических, а по каким – в гуманитарных классах? Об этом говорили профессор МПГУ Наталья Пурышева и сотрудник МИОО Марина Демидова.
Быть может, часть проблем снимется по мере распространения современных средств обучения, например, так называемых программных педагогических продуктов (ППС). Но как разобраться в безбрежном море ППС, которые предлагают учителям физики всевозможные фирмы? Стремясь хоть как-то облегчить эту задачу, кандидат педагогических наук Наталья Гомулина построила свое сообщение в жанре лоции с показом слайдов и видеофрагментов.
Мюзикл «Забытая флюксия, или Куда кривая выведет», поставленный силами учеников московской школы № 307, поведал гостям марафона об удивительных приключениях флюксии и функции. Что может случиться, если два этих необыкновенных существа чудесным образом переместятся из времени Ньютона в наши дни и познакомятся с современными школьниками?
Руководитель «Театра занимательной науки» Сергей Кириллов появился на сцене с необычными весами, у которых было три емкости для сопоставления веса разных предметов. На одной нарисована гиря, на другой – птичье перо, на третьей – математический знак равенства. Такие весы понадобились для разрешения вечного физического спора – что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа? Мнения разделились. Тогда Сергей Николаевич предложил участникам проголосовать с помощью шариков, опустив их в соответствующую емкость весов. Перевесило «равенство». Короче, чтобы прийти к истине, ведущему и зрителям понадобился еще один эксперимент, во время которого педагоги догадались о верном решении волнующего их вопроса. Правильный ответ звучит так: в соответствии с законом
P = F–Fa (где P – вес, F – сила тяжести, Fa – сила Архимеда) килограмм железа весит больше килограмма пуха, хотя их масса одинакова.
В Паркетном зале воображение гостей поражали юные любители физики. Педагоги подолгу задерживались у диковинных приборов, которые демонстрировали ребята. Вот стоит продолговатый черный ящик с прорезанным окошком. Посмотришь в него – темно, но стоит протянуть руку внутрь ящика, как на ладони ярко высвечивается пятно от лучей невидимой электрической лампочки.
Трогательные моменты соприкосновения науки и эстетики подарили марафонцам члены клуба «Маленькие находчивые физики». Только представьте: к стеклянному ящику подносится волшебная палочка – и неподвижные разноцветные бумажные бабочки вдруг поднимаются в полет.
Сейчас появилось очень много всевозможных учебно-методических комплексов различной направленности и качества. Неудивительно, что в Педагогической гостиной, где проходили встречи с авторами учебников, у марафонцев было особенно много вопросов к выступающим.

Фото Евгения КРЫЛОВА и Владимира СТРОКОВСКОГО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru