Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2005

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Евгения СОКОЛОВА

День учителя МКХ, музыки и ИЗО

Вы пробовали рисовать пластилином? Нет? Значит, вас есть чем удивить. Вот и марафонцев увести с презентации художественной акварели и флюоресцентного пластилина фирмы «Гамма» было необычайно трудно.
Белые цветы неожиданно расцветали на мольберте художника-педагога Светланы Ашиковой, руководителя детского центра «Семицветик». Участники мастер-класса ахали и хватались за блокноты, чтобы поскорее записать секрет. «Я стараюсь добиться тонкого зрительного восприятия у ребенка, – поделилась Светлана, – чтобы он различал как можно больше оттенков цвета, тут акварель на первом месте. Не пугаюсь, когда ученик начинает с графики и все работы у него черно-белые, хотя школьные психологи со мной не согласны. Потом обязательно что-то происходит и появляется цвет в переходах и переливах».
«А у нас такая программа: в каждый урок ИЗО закладываются основы духовных интересов, – сказал народный художник России, академик РАО Борис Неменский, – вот почему нам так важна последовательность шагов детей и учителя на уроках, постепенное обогащение духовного мира ребенка средствами искусства”».
«Педагогика и искусство XXI века» – книга с таким названием скоро появится в школах. Самые острые проблемы поднимает в ней Борис Михайлович Неменский: о многообразии национальных культур в России, их изучении в школах, о сохранении единого культурного пространства нашей страны.
Жаркая дискуссия разгорелась на встрече с Тамарой Шпикаловой, доктором педагогических наук, автором курса «Традиции русской культуры на уроках ИЗО». Свести дело художественного воспитания школьников лишь до уровня образовательных услуг? Однако такая тенденция явно наметилась в чиновничьих педагогических кругах. Хорошо, что свои позиции этнохудожественного образования школьников как одного из условий формирования личности человека и гражданина Тамара Яковлевна и ее последователи – учителя сдавать не собираются. Их концепцию художественного воспитания можно сравнить с архитектурным ансамблем, достойным войти в число охраняемых ЮНЕСКО. И это не самолюбие авторов, а путь каждого учителя, который принял концепцию и проживает ее на уроках вместе с учениками.
«Когда в школе учились родители наших ребят, замечательного предмета МХК не было», – напомнила слушателям на своем мастер-классе Анна Вачьянц, учитель московской школы № 1205. Не потому ли в творческое сотрудничество учеников с учителем при подготовке домашнего задания у Вачьянц включаются все – папы и мамы, бабушки и дедушки и даже дальние родственники. Увлеченно рисуют пословицы (условие одно: на листе бумаги только образы, ни одного слова).
Галина Дробот, учитель МХК НОУ «Доверие», показала марафонцам урок-спектакль одного актера «Мифы древних шумеров». Как за урок, не произнеся ни одного слова (а Галина Ивановна молчит все 45 минут), погрузить пятиклассников в атмосферу мифологического сознания древней цивилизации. Помогают учительнице самые простые школьные вещи: доска, мел, вырезанные из бумаги фигурки мифических персонажей, магнитики и магнитофонная лента с записью ее собственного голоса.
«Экскурсия в музей – самая древняя форма образования, – заявил ведущий семинара «Экскурсия в музей: как выбрать тему и подготовить класс» доктор педагогических наук, заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Борис Столяров. – Она уже была, когда школы еще не было. Проводили экскурсии жрецы афинских храмов. Они подводили маленьких афинян к скульптуре Зевса и говорили строгим голосом: «Посмотрите, дети, это бог Зевс!» С тех пор прошло много времени, и музейная педагогика изменилась, но по-прежнему музей призван будить воображение ребенка. Сюда приходят, чтобы смотреть и только потом – слушать.
Самая сложная проблема, с которой сталкиваются преподаватели МХК, – это проблема понимания подлинника, который в музейной среде воспринимается иначе, чем его изображение в учебнике или Интернете. Тогда-то и стала раскручиваться идея создания всемирного виртуального музея. Электронные технологии на уроках МХК подготавливают ученика к встрече с подлинным произведением искусства».

Фото Евгения КРЫЛОВА и Владимира СТРОКОВСКОГО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"