Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Одинокий человек в лодке
Евгений Миронов пробует себя в новом амплуа

Разумеется, славы 38-летнему российскому актеру Евгению Миронову не занимать – он высоко признан в театральном и кинематографическом мире, осыпан всевозможными премиями, а неожиданный для многих зрительский успех телесериала «Идиот», где Миронов сыграл князя Мышкина, сделал его популярным для десятков миллионов людей. Однако классика классикой, а актеру непременно хотелось сняться в зрелищном жанровом фильме современной тематики.
Можно сказать, что при работе над «Побегом» Евгений Миронов бросил своего рода вызов, рискнув выступить в фильме, рассчитанном на коммерческий успех. И если этого не последует, то и «замышленный побег» в сторону от практически сложившегося амплуа человека, мятущегося и напряженно ищущего смысл жизни, окажется напрасным.
Прокатчики стали рекламировать «Побег» как остросюжетный боевик. А фильм практически с начала действия движется в сторону мелодраматического триллера, пока не превращается ближе к финалу в типичнейшую мелодраму. Конечно, важно узнать, поймает или не поймает полковник Пахомов сбежавшего по пути следования в тюрьму Евгения Ветрова, бывшего хирурга, получившего срок за убийство своей жены, которого он не совершал (о чем зрители как раз ведают). Сможет ли этот безвинно виновный добраться до Москвы и доказать собственную непричастность к преступлению?
Ветрову нужно непременно выжить и найти истинного убийцу, чтобы отомстить за любимую супругу Ирину. И надо сказать, что после всех несчастий Евгению действительно начинает везти уже по законам мелодрамы. А вот Пахомов, довольно быстро сообразивший, что преследуемый вовсе не виновен, хочет сохранить Ветрову жизнь, отнюдь не подозревая о том, как опять же мелодраматически это отзовется в его личной жизни.
Творцы «Побега», с одной стороны, явно подставились под огонь критики, немало позаимствовав прежде всего из американского «Беглеца» с участием Хэррисона Форда и Томми Ли Джонса. Можно предъявить им мелочные придирки по части сюжетных и логических неувязок, хотя и триллеры, и особенно мелодрамы нередко строятся на всевозможных допусках и условных предположениях. Если уж говорить о существенной натяжке в «Побеге», так лишь о том, что в России суд скорым не бывает, и за то время, пока вели бы следствие по делу и доказывали вину московского хирурга, много бы чего изменилось, а в его прежней квартире точно не осталось бы все в поразительной неприкосновенности – ну просто как в Америке! А с другой стороны, нескрываемые ассоциации и аллюзии с голливудскими образцами судебно-криминального кино были обязаны выполнить функцию своеобразной приманки для наших современных зрителей. Режиссер Егор Кончаловский умеет эту приманку находить.
Гораздо удивительнее то, что отечественные журналисты и критики, которые отнеслись снисходительно к различным неувязкам, допустим, в «Ночном дозоре», вовсе не пожелали заметить за зрелищными уловками создателей «Побега» тех инвариантов расхожих схем и шаблонов, а именно это и отличает разные произведения, вроде бы вынужденные придерживаться канонов жанра. Не разглядели за приключенческо-занимательным сюжетом подлинной человеческой драмы неоднозначного характера, воплощенного Евгением Мироновым как раз в соответствии с собственной сквозной темой.
Его Евгений Ветров сначала жестоко расплачивается за свою гордыню и чувство превосходства над всеми, кто рядом с ним, чтобы затем пройти своеобразный крестный путь, стремясь физически выжить. Миронов и здесь попытался сыграть типичного русского человека на распутье, ему надо сделать мучительный выбор, чтобы вновь стать собой. А все кино сводится в итоге к мелодраматической тоске российского мужчины по родственной душе – будь то жена, ребенок или верный друг, который никогда не предаст. Что и было интуитивно выражено в рисунке дочери полковника Пахомова. Она изобразила одинокого человека в лодке, пусть никогда и не видела, как Ветров плыл по озеру, спасаясь от преследователей. И еще обретая утраченную веру в самого себя и в то, что все-таки стоит жить. В этом плане фильм действительно можно посчитать экзистенциальным.

Сергей КУДРЯВЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru