Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Игра в рейтинг
Как превратить учебу в азартное дело

Любой человек постоянно оценивает окружающий мир и все, что в нем происходит. Он словно прилаживает этот мир к своему взгляду, смотрит на него сквозь призму хорошо–плохо, нравится–не нравится и, отталкиваясь от суммы своих оценок, выстраивает линию поведения и жизни.
Оценка не может не быть субъективна. В этом ее смысл, ее значение. Оценка – это всегда встреча и диалог с чем-то или кем-то. Не случайно совпадение в оценках какого-то события или явления есть первое условие сближения людей, а несовпадение – иногда повод для разрыва.
Но совсем иную роль играет оценка в мире школы.
Здесь она – своего рода штамп ОТК на принципиальную пригодность-непригодность того или иного ученика к обучению. И как следствие способ манипуляции детьми и педагогами, важнейшее средство школьной отчетности, а еще способ самоутверждения одних по отношению к другим. И лишь в последнюю очередь – инструмент мотивации к учебе и стимул детского развития.
Можно сколько угодно делать вид, что это не так, но реальность такова, какова она есть: во всех многообразных функциях школьная оценка является скорее деструктивным, нежели конструктивным элементом. Даже в том случае, когда она используется в качестве стимула к учебе: понятно, что это весьма невротический стимул. Чем активнее использует учитель балльную оценку как средство учебной мотивации, тем меньше он заинтересован в разработке интересного и увлекательного содержания своего предмета. Зачем биться за мотивацию содержанием, если есть такой простой и надежный способ мотивации, как школьный дневник с его “неуд”, “хор.” или “отл.”? И наоборот: когда учитель увлечен своим предметом и увлекает им учеников, подобные мотивационные костыли оказываются не нужны. Выставление оценок в этом случае превращается в чисто формальную процедуру – процедуру для галочки, для проверяющих комиссий, для школьной администрации, а вовсе не для развития образовательного диалога с учеником. Все были вовлечены в работу – все получают “пять”. Разве можно оценить с помощью баллов (пускай даже по стобалльной шкале) глубину или яркость мысли или продуктивного действия?
Потому-то и предпочитают умные, толковые учителя не цифирки выставлять, а вступать с учениками в экспертно-оценочный диалог, в содержательное обсуждение достоинств и недостатков выполненной работы. Спор, интерес в глазах, желание обсуждать – это и есть настоящая, подлинная оценка!
Но есть и другая сторона дела, к оцениванию отношения не имеющая вовсе. Человек – существо азартное. А дети (да и взрослые) обожают всякого рода соревнования, обожают меряться силами, обожают играть в игры. Но странным образом, школа практически не знает стратегий стимулирования интеллектуального азарта, что выглядит особенно нелепо в современном мире, который буквально пронизан игровым азартом, причем отнюдь не только спортивным. Какому ребенку не известен вкус интеллектуального азарта, который дарят ему компьютерные игры! В школе – увалень и недотепа, “тормоз”, предмет насмешек и оскорблений, но вот он входит в игру и... проявляет чудеса изобретательности, находчивости, быстроты реакции и интеллекта! В чем дело, что за чудесное превращение? Все просто: здесь его никто не оценивает, никто не читает нотаций – здесь он принадлежит себе и ведет отчаянную борьбу за более высокое место в игровом рейтинг-листе. Он мечтает вырваться вперед и активизирует в себе ресурсы, о которых школа и не подозревает. Главное, что здесь есть игра, интересная с точки зрения своего содержания, и есть ситуация соревновательного азарта. И нет чьих бы то ни было оценок: здесь никто не промывает мозги по поводу неправильно сделанных ходов или упущенных возможностей. И оказывается, это все, что нужно для превращения самого среднего ученика в настоящего интеллектуального героя!
В этом и есть, на мой взгляд, суть той игры в рейтинг, которую предлагает Андрей Полозов.
Можно ли учебную деятельность превратить в столь же увлекательную игру – соревнование, каковыми являются спортивные или компьютерные игры? Может ли школа создать для ученика систему азартных стимулов, которые позволят ему активизировать свои интеллектуальные ресурсы в той же мере, в какой это делает любая компьютерная игра? Нельзя не согласиться с Андреем Полозовым в том, что это один из стратегических вопросов развития современной школы. При том, что вся образовательная деятельность школы конечно же не может быть сведена к такого рода игре: чем сложнее и индивидуальнее то, что делает человек, тем в большей мере это требует развернутого экспертного оценивания – диалога и не подпадает под соревновательный принцип. Для качественного развития ребенку нужны и стимулирующие его активность соревновательные игры, и сложные системы содержательного экспертного оценивания. Но только та система примитивного балльного оценивания, под прессом которой до сих пор находится российская школа, для реального детского развития не значит практически ничего.
Зато удивительно удобна для управляющих образованием чиновников.

Александр ЛОБОК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"