Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Пит Рушо. Енот и Пума. Маленькие московские сказки

М.: Модерн-А. 2004

Пит Рушо. Енот и Пума. Маленькие московские сказки

Московский писатель Пит Рушо в «Объяснениях» к своей книге рассказал о том, что в детстве он слышал много сказок и мифов вперемежку с семейными преданиями. В этих сказках действовали индейская девочка с хвостом по имени Пума, рыцари и пираты, жук-олень, коварный енот, бароны и капитаны. Пит Рушо решил записать знакомые с детства истории: они, по его словам, «самая правдивая книга о том, что происходило в Северной Америке более четырехсот лет назад».
Книга Пита Рушо – собрание авторских сказок, это не замаскированный взрослый текст, предназначенный для «формовки» читателя-ребенка, не однослойные тексты, а диалог между взрослым и ребенком. Но эти сказки написаны не только для детей, но и для взрослых, что порождает своеобразный игровой эффект: маленький читатель может осознать свое подобие героям, а взрослый задуматься… и придумать или вспомнить свои собственные сказки. Ведь в сказках, иносказаниях, семейных преданиях заключены самые серьезные проблемы жизни, истории человеческих отношений.
Цикл сказок «Енот и Пума» – это занимательное путешествие, полное приключений, событий, конфликтов и их разрешений.
«…Из глубины дома шло что-то невообразимо страшное. И вот через большой проем в обеденный зал вошло оно. Диких размеров статуя лягушки из полированного черного гранита. Она возвышалась над столом, и люди у ее ног казались не больше курицы.
– Где моя жертва? – спросила статуя.
– Вот к чему может привести небрежность в выборе божества, – сетовал рыцарь, – ничего особенного, прокисшая цикута, почти не действующая. Они ее даже молоком не развели…»
Путешествие заканчивается: «С холма они увидели приветливый теплый огонек в окошке, крышу, занесенную снегом, дым над трубой… Папа и мама, конечно, обрадовались…
– Как много всего произошло за этот год.
– И за другие годы тоже. Просто ты этого не знаешь, – подумал Вюртенберг и стал рисовать на замерзшем стекле чей-то профиль. Он долго стоял, молча и неподвижно, ко всем спиной. И не скоро обернулся».
А дальше идут «Маленькие московские саги» – это действительно саги, причудливая смесь сказочных ситуаций и реалий современной московской жизни. Например, в саге «Митька и пожарник» мальчик превратился в пожарную машину. Он наслушался рассказов о том, как «памятники Гоголю по ночам меняются местами, чтобы один Гоголь смог посидеть и отдохнуть, а другой постоять и размяться», он спас большого жука-пожарника, беседовал с лягушкой, поведавшей ему, что «есть некоторые вещи, которые теряют всякий смысл, когда о них попросишь».
Сказка «Добрый доктор К.О.Брин и Страшный царь Иоанн» начинается обыкновенным рассказом о знакомом историке, докторе исторических наук, потешавшемся над страшным царем Иоанном: «Доктор смеялся и от смеха так встряхивал головой, что очки перелетали через аудиторию и студенты их ловили…» Но начинается сказка: «А сам Страшный царь Иоанн, с вылезшими от злости волосами и вытаращенными глазами, в одежде, расшитой драгоценными камнями размером в кулак, такими тяжелыми, что трудно шевельнуться, сидел сплющенный в старой книжке. И злился. Злился на доктора К.О.Брина, прежде всего за то, что тот его совсем не боялся. А Страшный царь Иоанн разрушил свою собственную страну и воевал со всеми соседями, и погубил столько людей, что под старость сбился со счета. Вот каким был страшным! А доктор К.О.Брин его не боялся». Как-то раз доктор взял и достал ту самую книжку, раскрыл, а от цветной картинки взял и отклеился Страшный царь Иоанн, оставив некрасивую дыру на странице. Запрыгал по столу, закричал как можно страшнее: «Се аз! Великий князь! БЯШЕ!». Да сказка вдруг кончилась – сказочник испугался и вернулся к обыкновенному рассказу, аккуратно приклеив Страшного царя Иоанна на то место в книге, откуда он выскочил… «Потом доктор К.О.Брин поехал домой на зеленом вечернем поезде. Он тихо сидел в вагоне у окошка, а когда вспоминал, что с ним произошло, смеялся в усы и потряхивал седой головой».
Скорее пытался смеяться и не потряхивал головой, а в ужасе вздрагивал.
В книге много авторских рисунков и замечательная волшебная географическая карта путешествий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru