Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2005

Информация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Елена ЛИТВЯК

День учителя истории

Размышления о смысле и цели преподавания истории, высказанные кандидатом педагогических наук, учителем московской гимназии № 1514 Михаилом Левитом и постоянным автором газет «Первое сентября» и «История» Анатолием Берштейном, стали своеобразным философским стержнем дня для марафонцев.
– Есть ли смысл покупать бесчисленные методички и новые учебники, спорить о необходимости ЕГЭ, если учитель-историк не задумывается профессионально о том, зачем преподавать историю детям? – вопрошал зал Анатолий Берштейн.
– А как же тогда совместить рассуждения о смысле истории с тестами по ЕГЭ? – недоумевали собравшиеся.
– Давайте воспарим над школьным бытом, – отшучивался Михаил Левит. – Задумаемся о сути нашего ремесла, а не о проблемах отчетности. Ведь история, пожалуй, единственный школьный предмет, обладающий громадным воспитательным потенциалом. С помощью истории можно развивать человека, помогать ему осознавать себя, если не изучать прошлое в экономических и политических аспектах, а исследовать частную жизнь людей разных эпох, их образ мышления. Каждое историческое событие уникально, единично, как и каждый отдельный человек. И значит, история может стать тем школьным предметом, который способствует построению уникальной личности подрастающего человека. Главное – научить его всматриваться в жизненные сценарии разных людей прошлого и через эту призму помочь выстроить свой собственный путь, позволить детям самостоятельно извлекать поучительные уроки из прошлого.
Но для многих учителей большее беспокойство вызывает вопрос: смогут ли дети поступить в институт? Именно об этом шел разговор сначала с академиком Леонидом Боголюбовым в Дополнительном зале, а потом продолжился на «круглом столе» (ведущий – доктор педагогических наук Евгений Вяземский), посвященном проблемам профильного исторического образования старшеклассников. Выяснилось, что превращать два последних школьных года в два первых университетских – не выход, поскольку у науки «история» и школьного предмета с тем же названием совершенно разные задачи. Кроме того, особый способ преподавания истории требуется найти не только для гуманитариев, поступающих на исторические факультеты, но и для будущих естественников, экономистов, математиков. У каждого, оказывается, может быть «своя» история.
Огромный интерес у марафонцев вызвал открытый урок «Великая Отечественная война». Его провела московская учительница Галина Семшова вместе с юными коллегами по школьному музею боевой славы одиннадцатиклассниками строгинской школы № 1619. С каждым годом война и память о ней уходят все дальше. Для большинства школьников Великая Отечественная война незаметно встала в ряд крупных, но безликих исторических событий… Молодой человек, участник открытого урока, читает вслух всему залу сорок строчек из учебника истории, в них уместилась вся Курская битва. Можно ли за ними увидеть пылающие танки Прохоровки, страдания и смерть конкретного воина? Ученикам остаются лишь сухие цифры и общие фразы. Чтобы история не превращалась в статистику, урок должен ожить, справедливо считает Галина Владимировна. И личные мысли и чувства учеников в этом процессе сотворения образа исторического события абсолютно необходимы. Как это сделать? Например, с помощью практики в школьном музее, где занимаются большинство ребят, сидящих на сцене.
К счастью, многим учителям самим интересно разбираться в тайнах прошлого, а не думать без конца лишь о том, как научить детей запоминать и пересказывать исторические факты или как готовиться к экзаменам в вуз. Поэтому так кстати пришлась в конце дня лекция профессора Государственной академии славянской культуры Александра Ужанкова о святом князе Александре Невском. Для многих марафонцев поворот повествования оказался неожиданным. Привычные представления о княжеской власти, выстроенные с точки зрения человека двадцать первого века, вдруг как-то сами собой рассыпались, уступив место суждениям людей века тринадцатого, современников князя. Хорошо бы именно так учить детей истории: не столько увязывать причины и следствия исторических событий, сколько пытаться реконструировать сознание людей прошлых эпох, смотреть на их время их же глазами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"