Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Реабилитация урока

wpe4D8.jpg (14390 bytes)

В одной знаменитой своей инновационной деятельностью школе ученикам 5–7 классов задали вопрос: «Считаешь ли ты нужным и важным, чтобы дети участвовали в организации учебного процесса (определении цели занятия, способов работ, составлении критериев оценивания, в самом оценивании и т.д.)?»
Сразу заметим, что во множестве наших российских школ такой вопрос (да еще обращенный к пяти-семиклассникам) был бы вообще немыслим: за организацию образования ребенка отвечает государство, школа, педагоги, наконец, но никак не сам ребенок.
Однако школа, о которой идет речь, повторяем, инновационная, знаменитая, и дети здесь мыслят совсем не так, как принято.
«Да» – ответили ребята в подавляющем большинстве анкет. Мол, как же без этого? Разве можно учиться, если сам не принимаешь участия в организации своего учебного процесса?!
Для детей этой школы такой ответ естествен: иной вариант обучения им практически неведом. Да и зачем он – другой? Как это можно – чтобы все организовывали за тебя?
Но дотошные психологи не успокоились и стали задавать дополнительные вопросы. Например: а в каких формах школьной жизни тебе удавалось наиболее активно включаться в организацию своего образования?
...Дело в том, что в школе на протяжении многих лет много и плодотворно экспериментировали с разными прогрессивными формами образования «за границами урока»: это и «погружения», и игры, и разного рода самостоятельные, творческие и проектные работы, и большие коллективные проекты и дела, и разного рода кружки и секции, и составление индивидуальных учебных планов и траекторий, и работа в парк-студиях... все то, что, собственно говоря, и позволяет развить в ребенке способность к организации собственного образования.
И вот здесь психологов и педагогов школы ждал настоящий сюрприз.
Абсолютное большинство опрошенных подростков заявили, что среди всех перечисленных форм наиболее активизирует способность организовывать свое образование... урок. Так же ответили и старшеклассники.
Надо сказать, что полученные результаты повергли педагогов школы в некоторое смущение и недоумение. Сами-то они отдают приоритет совсем другим образовательным формам (что отчетливо выявил соответствующий опрос): коллективные школьные дела, индивидуальные и игровые проекты, образовательные траектории... Именно в них видят педагоги школы ключ к формированию образовательной самостоятельности ребенка, ключ к эффективному вхождению его в подлинную жизнь. Мол, то, что принято называть дополнительным образованием, есть на самом деле основное.
А тут такая оказия! Подавляющее большинство учеников – за урок!
Но это значит лишь то, что в самой сути урока в этой школе произошла настоящая революция, правда, еще до конца не осознаваемая самими педагогами: уже создав совершенно новые виды урочной реальности, многие учителя по инерции воспринимают урок как заведомо менее эффективное образовательное средство. И оттого – растерянность перед полученными анкетными данными. Как же так? Не может быть!
Может, может!
Если цель и смысл урока – в передаче ученику некоторого заданного объема учебных знаний, умений и навыков, тогда, как ни совершенствуй урок, он никогда не станет пространством подлинного самообразования ребенка. И как бы эффективно ни решал такой урок поставленные учебные задачи, учитель в лучшем случае будет качественным технологом, а ученик – качественно выполненным продуктом. Но стоит ученика сделать соучастником процесса выработки целей, задач, смысла и направлений развития урока, стоит урок сделать по-настоящему открытым – и произойдет чудо. Он перестанет быть средством технологической огранки ребенка, а станет пространством его живого и самостоятельного развития.
И тогда в самой классно-урочной системе обнаружатся невиданные возможности. И окажется, что сам урок можно рассматривать как принципиально открытую реальность. Как реальность, определенную не универсальной учебной программой и не учителем, а исключительно диалогическим взаимодействием учителя и ученика.

Александр ЛОБОК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"