КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПИСЬМО ИЗ БЕРЛИНА
Встретив хорошее, поведай о нем другим
Фильм Андрея Кравчука «Итальянец»
покорил немецкого зрителя
Берлинский международный кинофестиваль
все реже балует своего зрителя добрыми, душевно
богатыми картинами, у него теперь другая
направленность, но праздник детских фильмов, уже
28 лет сопровождающий этот фестиваль, иногда еще
дарит кинематографические открытия. В 1999 году
таким открытием был «Стриптиз» (Израиль) Амнона
Котлера, в 2000 году – «Цвет рая» (Иран) Маджиди, а в
2005 году такой была картина Андрея Кравчука
«Итальянец» (Россия).
Картина суровая. Она о детях, но не хотелось бы ее
назвать детской, думается, фильм снят для нас и
адресован нам, взрослым. Он заставляет нас
душевно соприкоснуться с болью Вани Солнцева,
шестилетнего мальчика из детского дома, который
не знает, где его мама и жива ли она. А маму он
хочет отыскать непременно, потому что он уже
прошел процедуру усыновления в иностранную
семью. Приехавшим из Италии в зимнюю Россию
супругам мальчик понравился, а самому ему
говорят, что в России у него родных нет.
Но вот Ваня видит, как в детский дом приходит
«заблудившаяся» мама, чтобы увидеть своего сына.
Ваня с ним дружил, но тот уже уехал, мальчика тоже
усыновили иностранцы, и родная мать никогда уже
его не увидит. Ваня, представив себе свою, ему
незнакомую маму, предполагает, что ведь и она
вдруг может начать его искать, а его уже в России
не будет. Ваня Солнцев хочет удостовериться, жива
ли его родная мама и где она. На его долю из-за
этого выпадает много опасностей, но он ищет маму
не столько для себя, сколько ради нее, чтобы у нее
не болело сердце, если она когда-нибудь узнает,
что его уже тут нет.
Нет, фильм не детский, он о нас и для нас. И сила
его в одухотворенности детской веры в добро и
справедливость. Главной пружиной сюжетного
действия в нем является сострадание и любовь к
каждому, совершенно к каждому человеку.
Берлинский зритель почувствовал эту пружину и
назвал фильм первым фаворитом фестиваля,
обосновав свой выбор тем, что «этот фильм сделан
на сердечной боли, на сочувствии».
Шестилетнему Ване уготовано жить в жестоком
быту, но он принимает все окружающее доверчивым и
добрым сердцем ребенка и побеждает в самых
страшных испытаниях. А таких в фильме немало.
Жестокость условий лишь фон, на котором
осуществляется мечта мальчика. Мир,
представленный нам в картине, живет верой, и от
нее светлеют все самые угрюмые и жестокие
ситуации.
Смотреть бездуховные фильмы небезопасно, они
оставляют незаметные рубцы и уводят от смысла
собственной жизни. Фильм Андрея Кравчука
потревожил берлинского зрителя, напомнив ему о
сущем.
К концу картины Ваня Солнцев должен выстоять в
единоборстве со взрослым мужчиной, охотящимся за
ним; и когда мальчик в отчаянии сжимает в руке
разбитую бутылку с острыми краями и кричит: «Не
подходи!» – то на мгновение перед нами с огромной
силой художественности открывается дикость и
жестокость взрослого мира.
У сострадания в России глубокие корни, и
неустанно от них идут новые побеги. По
Достоевскому знаем, как дети спасают взрослых.
Мальчику в фильме удается усмирить взрослого,
чтобы тот мог оглянуться и понять свой дикий
поступок. Охотящийся за ним взрослый отпускает
Ваню Солнцева, он уходит, чтобы встретить свою
маму. Фильм кончается благодарным и
просветленным лицом мальчика. Мы рады за него. Мы
ему верим. И незаметно для нас самих все же растет
сомнение – делаем ли мы все, чтобы облегчить путь
этих детей. Их много в мире, они есть в каждой
стране. И мы в ответе перед ними.
Картина Андрея Кравчука «Итальянец» явилась на
фестивале свидетельством живой силы кино,
вырастающего из глубокого и чистого корня
сострадания. И хочется верить, что в основе этого
удивительно чистого фильма лежит осознанная
режиссером нравственная ответственность
искусства.
Ассоциация ненасильственного экрана в Германии
избрала для своей работы в школах и
университетах в ряду выдающихся произведений
экранного искусства фильм Андрея Кравчука
«Итальянец» и полагает, что он будет широко
показан в кинотеатрах Германии.
Леония
ВУСС-МУДЕЦИЕМА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|