Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
НЕЗАМЫСЛОВАТАЯ СЦЕНОГРАФИЯ

Между прочим, приближается 27 марта – Международный день театра. И уж кому как не нам с вами, дорогие энтузиасты игровой педагогики, на ближайших же уроках отметить этот праздник какой-нибудь феерической режиссурой.
Для этого не потребуется ни замысловатых декораций, ни роскошных костюмов, ни генеральных репетиций. Действо может рождаться прямо на глазах, буквально из ничего. Основой для сценария может стать любой параграф из любого учебника, а сценой – любой из четырех углов класса. Дело лишь в том, чтобы ученики поверили в серьезность вашего взрослого интереса к тому, что же у них сейчас получится.
Именно он, этот искренний интерес, поможет учителю побороть режиссерские амбиции в навязывании ученикам собственного "гениального" замысла. Ученики же получат счастливую возможность по-новому взглянуть не только на учебный материал, но и на самих себя, своих сверстников и окружающую повседневность.

Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ

Монологи с балкона
Проверочный диктант: трагедия Софокла или трагедия школьной дидактики?

Когда-то давным-давно я работал на театральном отделении в школе искусств подмосковного города Лобня. И помнится, в театральном классе на первом году обучения были у меня четырех-пятиклассники из разных школ. А так как раньше ксероксов днем с огнем не сыщешь, то им приходилось очень много текстов переписывать. Ладно еще скороговорки или простенькие стишки для сценречи. Но ведь дело доходило и до пространных отрывков из “Одиссеи” Гомера. А по актерскому мастерству и вовсе нужно было монолог Креонта из трагедии Софокла “Антигона” переписывать. Ну и, конечно, у четырех-пятиклассников навыки скорописи были самые минимальные. Да и вообще они писать не любили, потому что в школах их явно разными диктантами застращали.
И тогда встала передо мной задача, как ситуацию с переписыванием, во-первых, оживить, сделать ее интересной, эмоциональной, захватывающей, а во-вторых, увеличить скорость переписывания.
И вот однажды (мы в то время как раз подошли к работе над монологами из древнегреческих трагедий) я сделал ход конем. Все быстренько разбились по парам. Одни ученики поставили свои стулья к окну, другие – к двери. Получились две линии стульев, повернутых спинками друг к другу. Между стульями расстояние в восемь шагов.
Дальше было вот какое задание.
Те ученики, которые возле двери, сели на свои стулья, прихватив с собой шариковые ручки и рабочие тетради. Их напарники сели на стулья у окна.
Когда все расселились, я объявил, что это никакие не стулья, а балконы двух разных домов. И за отведенные полторы минуты им нужно будет со своего балкона успеть прокричать своему напарнику как можно больше текста. Но прокричать так, чтобы он успел его записать правильно (сообщать об орфографии и знаках препинания можно!).
Кто через полторы минутки больше строчек (или предложений) абсолютно точно запишет, тот и победитель. Но не только переписчик, а именно пара. Ведь переписчик сможет быстро и точно записать только в том случае, если ему глашатай со своего балкона кричал все четко, быстро и понятно.
Не успели дети толком все это осознать, как прозвучал сигнал “Начали!”, и поневоле пришлось кричать. Крику было – ужас! Но это входило в одну из задач этого странного социоигрового задания. Ведь в театральном классе ученикам нужно сначала языки развязать и голос реанимировать. А то ведь как только к доске отвечать вызывают, так по школьной привычке у них сразу голосочек то-оненьким становится, сла-абеньким. И только когда уроки заканчиваются и они выходят на улицу, тут почти у всех глотки-то оказываются лужеными.
И как вы понимаете, после первого кона ученики бросились друг у друга записи проверять: кто больше написал, кто правильнее. Придирались чуть ли не к пустякам. И все как один заявили: давайте еще раз. Тогда, помнится, кона четыре мы с ними провели. Треть текста записали.
И надо сказать, что помогло. Ученики стали по-деловому, по-рабочему относиться ко всякого рода неизбежным переписываниям. И сама скорость переписывания перестала быть для них проблемой.
И вот еще какое пояснение. На стулья-балконы мне их нужно было посадить для того, чтобы зафиксировать расстояние. А то ведь если ученика не ограничить спинкой стула, он невольно будет двигаться по направлению к пишущему напарнику. А в соревновании расстояние нарушать нельзя. Иначе условия будут неравными. И начнется тогда оспаривание результатов. Вот чтобы таких дурных споров-выяснений не было, я заранее и придумал такую режиссуру мизансцены.
А еще хочется сразу согласиться с некоторыми учителями, которые скажут (и будут правы), что в школе ученикам кричать во время урока нехорошо. Конечно, ведь в соседнем классе это может мешать вести урок другому учителю. Поэтому задание кричать можно заменить на… прямо противоположное! Только шепотом. Интереса, поверьте, у участников будет не меньше. Хотя если условия позволяют, то, конечно, лучше все-таки диктовку с балконов проводить не шепотом, а во весь голос.

Вячеслав БУКАТОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru