Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 45 
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКО В разгар празднования 8 Марта сквозь попсу и любовные страсти просквозило жутковатое сообщение по радио: «…гибель… Масхадова – подарок женщинам…» Видимо, я не понимаю чего-то про праздники и подарки.
Это ощущение преследовало меня еще накануне. Проснулась от телефонного звонка. «Это куда же я попал?» – спросили из трубки изумленным мужским голосом. Спросонья ответ на такой экзистенциальный вопрос дается нелегко, пришлось ограничиться примитивным «сюда». Ладно, высплюсь в другой раз.
…Метро. Приближение праздника не заметить невозможно: сидящие там и сям мужчины разнообразной степени трезвости сосредоточенно сжимают в кулаках букеты. Опустившись на освободившееся место, тут же получаю тычок локтем – это мой сосед бдительно охраняет свою мимозу. Так устала за день, что даже развеселилась от такого простодушного хамства, когда главное – поздравить своих женщин. Понимаю, на всех галантности не напасешься.
Надо сказать, ежегодный залп гендерных праздников вызывает у меня сложные чувства. Принимать в подарок цветы и выслушивать пожелания, конечно, приятно. Но я вообще-то остаюсь женщиной и остальные триста шестьдесят четыре дня в году. Поэтому радуюсь еще больше, услышав хорошие слова просто так, а не потому, что государство назначило и отметило в календаре цифру 8 красным цветом.
А 23 февраля, когда девочки поздравляют одноклассников, уже принявших низкий старт, чтобы любой ценой избежать предмета празднования!
К сожалению, в школе формализовано почти все – от продолжительности и количества уроков до праздников (букет–концерт–линейка). Часто ли мы ищем смысл в том, что происходит? Зачем высиживать сорок пять минут, если все устали или, наоборот, увлеклись и готовы азартно работать дальше? Почему четыре четверти? В соответствии с какой логикой одна учебная тема сменяет другую?
И даже понимая эту логику, объясняем ли ее детям?
Зато если терпеливо выращивать культуру поиска смысла, ребята сами начинают входить во вкус разумного, понятного устройства жизни.
– Нам «англичанка» новая такое здоровенное задание дала на дом позавчера. А на уроке про него даже не вспомнила. Зачем мы только его делали?
– Вот у нее и спросите в следующий раз.
Совместить расписание, программу, учебный план со здравым смыслом – занятие, конечно, не для слабонервных. Оно сопоставимо с подвигом. Но праздники-то можно сделать неформальными, теплыми, осмысленными. Зато потом наши выросшие ученики будут поздравлять близких и далеких по душе, а не по календарю.
Много лет назад я спросила сына-третьеклассника накануне Восьмого марта: «Вы девчонок собираетесь поздравлять?» Он секунду помолчал, потом, глядя мне прямо в глаза, спросил: «А надо?» Причем в интонации его вопроса готовности и сомнения было примерно поровну…
Эта фраза до сих пор у нас в ходу. Вспомнила я ее и в конце предпраздничного дня, который завершился так же постмодернистски, как и начался. На двери подъезда свеженькое объявление предлагало сделать прививку от бешенства. Совершенно бесплатно. Как подарок, наверное.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"