Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
СКАЗОЧНЫЙ БАЛ

“Хоть немного циркачом – только настоящим!”

Давайте на минутку представим, что героиня сказки Шарля Перро Золушка растет в благополучной семье. Мачеха добрая, сестры по хозяйству помогают, все друг друга любят и на Золушку не нарадуются… Согласитесь, что в такой истории ни фея, ни хрустальный башмачок, ни карета из тыквы, ни королевский бал, ни тем более принц появиться просто не могут. А значит, и волшебной сказки не будет.
А если представить иначе. Золушка ведет активную борьбу за справедливость: качает права, объявляет забастовки и выражает всяческий протест… Очевидно, что с такой героиней сказки опять не получится.
Ну а если представить вот так. Золушка потому безропотно штопает дырки, драит котлы и метет полы, что в душе рассчитывает на воздаяние: появится добрая фея, оценит ее смирение по достоинству и осыплет благодеяниями… Что-то опять не сходится: ведь Золушка потому и Золушка, что не ждет награды за свое усердие. Плохо работать ей не позволяет добрая совесть.
Так неужели добросовестность, скромность и смиренный нрав бывают только в волшебных сказках? Оказывается, нет. И подтверждение тому мы неизменно находим в ваших письмах.

Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

Пишу часто, но писем не отправляю, потому что такое смущение в душе, от того что происходит сейчас в системе образования, что мои споры с самой собой после написания письма кажутся мне воплем никому не нужным. Воплей и так хватает!
Поэтому рву свои письма и вообще потом долго не пишу – что переводить зря бумагу. Хотя когда пишу (и если даже рву написанное), нервы успокаиваются.

Все свои долгие педагогические годы раздумываю над тем, как ловчее (термин из “Первого сентября”, уже не помню чей), интереснее, доступнее, полезнее дать материал, помочь ребенку прожить этот материал. Ваша “Режиссура” помогает во многом.
Мои детки с удовольствием на уроках русского языка “дырявят” тексты. Для меня главное, чтобы они видели ошибкоопасные места, выявляли свою проблему и работали над ней. Таких детей все больше и больше. Меня радует, что это не липовые, а настоящие отличники и хорошисты!
В текстах все меньше слов, где “дырка” проделана просто в любом месте – лишь бы “красивше было”, как говорит один мой самый безграмотный ученик. Так вот, мне нравится, что с помощью “дырявых” текстов он научился понятно писать буквы, видит слоги и отдельные слова, а “дырки” рисует другой пастой, и они у него то в форме квадрата, то в форме треугольника, круга, паруса, овала. Работа внешне выглядит потрясающе. А раньше он писал такие каракули! Или вообще не писал. “Грамматическая аптечка” помогает!
Некоторые из моих коллег говорят, что не хотят быть циркачами и клоунами. Видимо, думают, что циркач и клоун – это легкая профессия. А я бы хотела хоть немного быть циркачом и клоуном – только настоящим!

А смущает (возмущает) в нашей системе меня многое. Ну например, ЕГЭ (я это обозвала Единой Государственной Экзекуцией). Особенно жалко детей 11 класса. Раньше, я знаю, 11 классы в школе были самые заметные. Самые старшие, самые опытные, веселые, находчивые! Ведь это последний год в школе, за который хотелось все успеть сделать, во всем поучаствовать, оставить о себе хорошую память. Они были зачинщиками многих интересных дел. Средние классы завидовали им, 10 класс перенимал у них опыт. А теперь…
Все озабоченные “экзаменом”, хмурые, невеселые, задерганные такими же задерганными учителями, которым предстоит в этом году впервые участвовать в ЕГЭ. У нас это учителя русского языка, истории и математики. Все силы теперь брошены на вспашку только этих “огородов” – математика, русский, история! Другие предметы… А зачем они нужны? Ведь будут проверять это!
Кого опять обманываем? За кем гонимся?
Ну почему сейчас все поголовно должны быть подвергнуты этой экзекуции? Тем более это стоит таких денег! Ну почему не пойти по разумному пути и не объявить ЕГЭ на выбор детей и родителей?! Ведь не все пойдут в вузы. Яркие, талантливые, даровитые, умеющие учиться и так поступят.
Возможно, я что-то уже не так понимаю, неправильно воспринимаю, но испытываю настоящую боль, оттого что школа все больше и больше становится авторитарно-приказно-показно-послушно всё выполняющим учреждением. Директор об ЕГЭ нам сказала: “Пришел приказ свыше, обязаны подчиниться, нужно работать, готовить детей к ЕГЭ!” Будто до этого мы не работали, а вот теперь будем работать.
Может, не все так страшно в системе образования, как иногда кажется мне? Может, несмотря ни на что, кто-то все равно будет читать умные книжки, выписывать “Первое сентября”, думать о детях и о том, что “пора сменить мизансцену”?..

С глубоким уважением, ваша неизменная читательница
Тамара ПАКУЛОВА,
учитель русского языка
и литературы


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru