Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
ХРУСТАЛЬНЫЕ БАШМАЧКИ

Давайте на минутку представим, что героиня сказки Шарля Перро Золушка растет в благополучной семье. Мачеха добрая, сестры по хозяйству помогают, все друг друга любят и на Золушку не нарадуются… Согласитесь, что в такой истории ни фея, ни хрустальный башмачок, ни карета из тыквы, ни королевский бал, ни тем более принц появиться просто не могут. А значит, и волшебной сказки не будет.
А если представить иначе. Золушка ведет активную борьбу за справедливость: качает права, объявляет забастовки и выражает всяческий протест… Очевидно, что с такой героиней сказки опять не получится.
Ну а если представить вот так. Золушка потому безропотно штопает дырки, драит котлы и метет полы, что в душе рассчитывает на воздаяние: появится добрая фея, оценит ее смирение по достоинству и осыплет благодеяниями… Что-то опять не сходится: ведь Золушка потому и Золушка, что не ждет награды за свое усердие. Плохо работать ей не позволяет добрая совесть.
Так неужели добросовестность, скромность и смиренный нрав бывают только в волшебных сказках? Оказывается, нет. И подтверждение тому мы неизменно находим в ваших письмах.

Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

Чтобы стать соучастниками удивления

Газету “Первое сентября” по-прежнему люблю и дорожу ее словом. “Режиссура урока” и “Школа для учителя” из папки переходят в пользование дочери – она работает в школе первый год. С удивлением дочь рассказывала, как однажды стала свидетелем такой сцены: учительница начальных классов успокоила в пять минут буйный класс шепотом: “Кто меня слышит…” Так это же “Режиссура урока” подсказала! Значит, в Челябинской области (где случай этот произошел) читают вашу страничку.

Была ли Баба-Яга еретичкой?

Ну а пока мои выпускники готовятся покинуть школу, пятиклассники вновь в эйфории: “Ах, как все интересно было в Древнем Египте!” Одним из них мало учебника. Докладывают, что нашли в Интернете про Тутанхамона. Тут уж я удивляюсь, у меня нет возможности покопаться в виртуальной библиотеке.
А другие детки с трудом читают текст учебника. Потихоньку от остальных показывают свои сокровища – “древнюю” монету за 1992 год. “Здорово! – говорю. – Начинай собирать коллекцию”.
В 6 классе пытаемся с детьми объять необъятное в мрачном Средневековье. Разбавляем темноту Западной Европы эпохи инквизиции приближением к известным “личностям”: была ли Баба-Яга еретичкой? Она жила отшельницей, в церковь навряд ли ходила? Задумались детки. Я помогаю: вспомните, что ела-пила Баба-Яга, чем украшала избу и подворье?
Кто-то из учеников робко предполагает, что была бабка язычницей. А насчет еретичества подумать нужно. Обещаю продолжение разговора к моменту изучения религии славян. Сразу ответа не нашли, но разрядились немножко.

Не по учебнику

Играть на уроках случается нечасто. В одном классе происходит каждодневное “укрощение строптивых” – то меня, то учеников. “Укротить”, чтобы они стали вместе со мной соучастниками открытия (а оно, как известно, начинается с удивления), да еще чтоб на финише вздохнули: “Жаль, урок кончился!”
Чаще так вздыхают мобильные пятые классы. У них про запас (если учительница вдруг чего-то не знает) на партах всегда энциклопедии с картинками. У Алихана за первой партой в книжке так много закладок, что они разлетаются перьями вокруг, только он начнет искать нужную страницу. Я безжалостно отбираю у него хлеб: рассказываю о висячих садах или войске Ассирии быстро и чуть больше, чем в учебнике.
Но ученики берут реванш на перемене – раскладывают по партам свои фолианты (книги, журналы) и выискивают друг у друга самое-самое.
Между тем учимся слушать друг друга. Одному парнишке было неинтересно на уроке, он не читал и слушать не хотел. Пришлось его пару раз отправлять с проверкой на первый этаж узнать, не спит ли вахтер. Прогулялся, доложил, что “стража на посту”, уселся за задачку с датами.

Китайская книжка

Бестолковость в глазах некоторых пятиклашек обманчива. В 5 “А” раздаю узкие полоски бумаги и прошу записать одно-два предложения из понравившихся мыслей Конфуция. О китайском философе только что читали в учебнике. Что пишут – я прочту потом. А пока собираю листочки, складываю и дыроколом дырявлю их стопкой. В отверстие – шнурок, и вот вам “китайская книжка”, книга мудрости Конфуция. Прошу объяснить, что в этой книге неправильно. Дети оживились, начали предлагать: надо бы на бамбуковых дощечках писать. Да еще иероглифами. Да еще вертикальным текстом, а не слева направо.
Маленький (ростом с первоклассника) Ваня встает и несет мне из-под парты связку дощечек на веревочке: “Вот древнекитайская книжка!” На дощечках (конечно, не из бамбука)) тушью (молодец!) нарисованы иероглифы. Сюрприз для всего класса! Я не унимаюсь: “А прочесть сможешь?” Ваня лихо объясняет смысл иероглифов, он же их из учебника срисовал. Дети улыбаются, а я ставлю Ванечке пятерку – он сам догадался, как книжка должна выглядеть, и смастерил ее дома.
А Руслан сегодня весь урок витязем простоял за партой. Он не садился, так как очень хотел отвечать на каждый вопрос, да еще друзей страховал, дополнял их ответы. Я устала ему говорить “садись”, а он не мог усидеть, так и дежурил стоя.

Буддийское правило

Учимся, удивляя друг друга. К концу четверти, конечно, устаем все – и дети, и учителя. Смотрю на учеников и неизбежно думаю об их скрытых еще возможностях и своих уже просчетах.
У доски мудрец-пятиклассник Алихан. Речь он ведет о религии Древней Индии. Лукавые глаза улыбаются, торопится все сказать, что знает. Бисером выдает наставления Будды: “…если хочешь достичь удовольствия, откажись от желания его достичь”.
Смотрю на Алихана вопросительно, а он утвердительно кивает: “Да, да, это значит…” Он меня сразил легкостью объяснения буддийского правила. Алихан садится за парту счастливый, а я думаю, что пора жить так, как мудрец учил – не желать многого…
Так и живем.

С уважением, Валентина ГОЛОВИНА,
учитель истории
с. Адамовка Оренбургской области


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"