Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОВЕСТКА ДНЯ

«Мы живем под лозунгом: шаг вперед, два шага назад»
В Федеральном агентстве по образованию подвели итоги минувшего года

Вопреки сложившейся в новом образовательном ведомстве традиции на итоговую коллегию допустили журналистов. Наверное, потому, что практически ничего судьбоносного выступавшие не сообщили. А главным итогом года назвали административную реформу, в результате которой вместо Министерства образования появилось Министерство образования и науки вкупе с Федеральным агентством по образованию и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В документах коллегии главный итог года был сформулирован туманнее: «Была обеспечена непрерывность процесса управления системой образования страны и финансирование подведомственных федеральному центру учреждений профессионального образования в сложный период завершения учебного года».
Проще говоря, чиновники гордятся тем, что во время перестройки ведомства школы, ПТУ и вузы не остались без руководящих указаний из центра, а те, кого центр еще и финансирует, исправно получали положенные деньги. Честно говоря, повод для гордости невеликий. Было бы совсем запредельно, если бы из-за смены министерских вывесок и бланков бухгалтерии прекратилось на время финансирование вузов и ПТУ. Но, как говорил один киногерой, «гордитесь этим, если больше нечем».
Конечно, ожидать от чиновников рассказа о реальных достижениях и просчетах в их деятельности было бы глупо. И еще более глупо – надеяться на критический взгляд со стороны. Как пояснил руководитель Федеральной службы Виктор Болотов, его ведомство «не может давать оценку деятельности агентства, поскольку мы близнецы-братья, у нас мама одна – Минобрнауки, папа один – министр».
Впрочем, кое о чем руководители российского образования все-таки проговорились.

Перестройка продолжается

В 2005 году в ведение Федерального агентства перейдет более 1200 вузов, ссузов и учреждений дополнительного профессионального образования, ранее принадлежавших другим министерствам – например, Министерству путей сообщения или Министерству связи.
«Имеются факты занижения сметного финансирования передаваемых учреждений, попытки передать нам учреждения с целым комплексом нерешенных финансовых, хозяйственных, кадровых и иных проблем», – отметил в своем докладе руководитель Федерального агентства Григорий Балыхин.
Аналогичными сложностями сопровождается и процесс передачи с федерального на региональный уровень более 2500 ПТУ и 200 ссузов.
«Сама передача – мера объективная и необходимая, – высказался председатель Союза директоров среднего профессионального образования Виктор Демин. – Большинство этих учреждений создавалось под конкретные задачи местных рынков труда. Однако практическая реализация этой идеи зачастую приводит к негативным последствиям».
«Состояние НПО и СПО зависит от ответственности региональных лидеров, – убежден директор Чебоксарского профессионального лицея, председатель президиума Совета директоров федеральных учреждений НПО Алексей Сугленков. – Если они считают, что данная система нужна для развития регионов, они ее поддерживают, если не нужна… Нас поддерживают и президент, и правительство Чувашской Республики. У нас не закрыто ни одно учебное заведение, финансирование осталось на уровне прошлого года».

Об импорте и экспорте

Кроме государства, ПТУ и ссузы возлагают надежды на собственные силы и на социальных партнеров – работодателей. От их лица на коллегии выступил директор по взаимодействию государственной власти с общественными организациями Координационного совета объединения работодателей России Вячеслав Рожков.
Он рассказал о том, что на рынке труда не хватает профессиональных, хорошо подготовленных рабочих кадров по массовым профессиям. Проблема заключается не только в недостаточном количестве, но и в низком качестве подготовки выпускников этого уровня. По свидетельству В. Рожкова, 66% работодателей вынуждены заниматься обучением, переобучением и повышением квалификации персонала. Три года назад этим занимались 57%.
Однако даже самые крупные организации не всегда способны обеспечить полноценную подготовку специалистов. Проблему приходится решать за счет ввоза иностранной рабочей силы. Между тем выпускники российских вузов выезжают за рубеж.
Таким образом, из-за недостатков профессионального образования и диспропорций рынка труда наблюдается два встречных потока: импорт рабочей силы и экспорт интеллектуальной элиты.

Утечки можно не опасаться

Правда, министр образования Андрей Фурсенко заверил собравшихся, что насчет «утечки мозгов» можно не беспокоиться: уровень подготовки в большинстве наших вузов настолько низок, что их выпускники неконкурентоспособны не только в мировом, но и в российском масштабе. По свидетельству министра, современным требованиям отвечает не более 10 процентов от общего числа вузов – а их сегодня более 3000 (государственных и негосударственных, включая их филиалы).
Особую тревогу, по словам Виктора Болотова, вызывает филиальная сеть. Проверки в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях показали, что государственные вузы, которые в основном и создают филиалы, не вкладывают ни копейки в их развитие, не выделяют ни одного бюджетного места.
«По сути, филиалы – это отсос нефтедолларов», – резюмировал свои впечатления от недавней поездки в Ханты-Мансийский автономный округ руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
И предложил обсудить наболевшие проблемы на совместной коллегии службы и агентства, поскольку государственные вузы с их незадачливыми филиалами находятся в ведении агентства. Как ни хотел Виктор Александрович давать оценку деятельности близнеца-брата, а все-таки камушек в огород кровного родственника бросил, обнаружив массу недостатков в деятельности вузов.

Модернизация или застой?

Примечательно, что на этот раз вопросам экономики уделялось гораздо меньше внимания, нежели всем остальным аспектам модернизации.
И все-таки некоторые выступавшие не могли обойти стороной актуальные финансовые проблемы.
Григорий Балыхин по долгу службы как руководитель ведомства, через которое проходят большие денежные потоки, называл цифры и показатели бюджетных ассигнований: на пополнение библиотечных фондов образовательных учреждений выделено дополнительно 500 млн рублей; на капитальный и текущий ремонт – 2 млрд рублей; на проведение предметных олимпиад учащейся молодежи – 150 млн рублей; на приобретение спортивного инвентаря для учреждений общего образования Российской Федерации – 400 млн рублей. Объем финансирования в 2005 году федеральных целевых программ и непрограммные инвестиции в основные фонды составят 11,3 млрд рублей.
Однако государственные вложения – детский лепет по сравнению с тем объемом внебюджетных средств, которые зарабатывают подведомственные Рособразованию учреждения, и прежде всего вузы. Данный показатель вырос по сравнению с 2000 годом в среднем в 3–4 раза и составил в 2004 году более 60 млрд рублей. При этом доля в этой сумме средств, полученных за выполнение научно-исследовательских работ, колеблется от 15–17 до 50%.
Этот факт, по мнению Григория Балыхина, свидетельствует о том, что «некоторые вузы понимают, что без хорошо развитой вузовской науки практически невозможно подготовить конкурентоспособного специалиста». Однако есть и другие, менее обнадеживающие факты.
Как отмечалось в некоторых выступлениях, ввиду отмены налоговых льгот ПТУ, техникумы и вузы платят такие же налоги, как предприятия, но в отличие от них лишены свободы предпринимательской деятельности: статус бюджетного учреждения и жесткий контроль казначейства сковывают по рукам и ногам.
В связи с этим особые надежды возлагаются на новые организационно-правовые формы – АУ и ГМАНО.
Правда, далеко не все смотрят на эту проблему с оптимизмом.
Так, по мнению секретаря ЦК профсоюза работников народного образования и науки Владимира Лившица, прежде чем говорить об этих изменениях, необходимо разобраться, к каким социальным последствиям они приведут. Например, системе общего образования подобные реформы грозят разрушением и обвалом.
Это заявление очень не понравилось Андрею Фурсенко.
«Мы все время ставим вопрос о том, какие опасности и риски нас ждут, если мы идем по пути реформирования, – сказал министр. – Хотя на самом деле главная проблема состоит не в излишне активном реформировании, а в непоследовательности и серьезном торможении на этом пути – пути реальных, продуманных изменений. Мы все время живем под лозунгом: шаг вперед, два шага назад».
Так завершилась первая после реорганизации итоговая коллегия одного из структурных подразделений Министерства образования и науки. От всех предшествующих она отличалась ограниченным количеством приглашенных (зал не был заполнен даже наполовину, хотя раньше в нем яблоку негде было упасть). Выступления больше смахивали на дежурные отчеты и, за редкими исключениями ( о которых мы постарались написать), не содержали в себе информации к размышлению.
Впрочем, занавес опускать еще рано: впереди – очередная итоговая коллегия. Год пролетит быстро.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru